27 ноября в России отмечается День морской пехоты. Несмотря на то, что праздник, установленный в 1995 году приказом тогдашнего главкома ВМФ Феликса Громова, довольно молодой, история этого самого универсального рода войск вооруженных сил началась гораздо раньше.
Смертельная схватка морпехов и егерей
И советские морпехи, и немцы понимали значение мыса — его пушки защищали подступы к воротам в порт Лиинхамари, главной военной базы вермахта на севере Финляндии. Поэтому германский десант, вскоре высадившийся на мыс, дрался с неистовой яростью.
Но и нашим морякам нельзя было отступить. Как вспоминал позже дважды Герой Советского Союза Виктор Леонов, бой превратился в "удары прикладом и короткие взмахи кинжалов. Это была та смертельная схватка, когда в ход идет и кулак, и холодное оружие, и подвернувшийся под руку булыжник. Бешеные рывки и обхваты, удары ногой в живот и подножки".
Леоновцы отбили натиск и захватили в плен около 60 солдат. Удержав мыс, они способствовали успеху морского десанта, который захватил порт и город, что в последующем послужило причиной быстрого освобождения Петсамо и Киркинесса.
Абордажники Петра I
Но сама морская пехота появилась у России практически одновременно с рождением собственного флота — когда 16(27) ноября 1705 года Петр I сформировал морской полк из 4254 человек. Морпехи виделись царю морскими солдатами, которые будут вести абордажный бой во время сражений между кораблями.
Офицерами в этот спецназ назначались унтеры лучших гвардейских частей России — Преображенского и Семёновского полков, получившие хороший боевой опыт в ходе Северной войны со шведами. Себя же Петр I назначил командиром 4-й роты полка морской пехоты.
У царя тоже был боевой опыт — в мае 1703 года он вместе с семеновцами и преображенцами внезапно атаковал на 30 лодках два шведских корабля в устье Невы. В ходе жестокого боя, в котором кроме Петра I, пехотой руководил и его сподвижник Алексей Меньшиков, шведские моряки были перебиты, а их корабли захвачены. В честь этой победы царь повелел отчеканить медаль с надписью "Небываемое бывает".
Со временем, когда на смену парусным судам пришел флот топливный, а калибр оружия позволил кратно увеличить дистанцию боя, пришло понимание, что морские пехотинцы — это не солдаты, посаженные на корабли, а моряки, наученные действовать на суше.
На первый план в войне на море вышли десантные операции, которые ранее рассматривались как нечто второстепенное. В частности, отсутствие морской пехоты пагубным образом отразилось на итогах Дарданелльской операции союзников, которую они пытались осуществить в 1915 году против Турции.
Бойцы в тельняшках
В СССР к моменту начала Великой Отечественной войны морпехов было мало: бригада в составе Балтийского флота и отдельные роты на Дунайской и Пинской военных флотилиях. Но характер боев, разворачивавшихся, в основном, на суше, потребовал увеличения их числа.
С самых первых дней войны бойцы в тельняшках воевали рядом с красноармейцами. 26 июня 1941 года части 25-й Чапаевской стрелковой дивизии вместе с морскими пехотинцами Дунайской флотилии внезапным броском захватили румынский город Килия и ряд селений, прервав вражеское судоходство и захватив в плен более 700 солдат.
За Волгой для них земли не было
Воевали они всегда смело и дерзко, заслужив от врага уважительное прозвище "морские дьяволы" и направлялись командованием, как правило, на самые опасные участки советско-германского фронта. Сражались моряки и под Москвой.
Командовавший в тех боях 1-м особым лыжным полком моряков Балтийского флота, а после войны ставший "отцом" советских ВДВ Василий Маргелов добился того, чтобы десантники носили тельняшки, как знак того, что они переняли славные боевые традиции старшего брата — морских пехотинцев.
Во время Сталинградской битвы, один из моряков, старшина 1-й статьи Тихоокеанского флота Василий Зайцев, стал самым метким бойцом сражения, уничтожив за месяц 225 вражеских солдат и офицеров, включая одиннадцать снайперов. Он стал Героем Советского Союза. Именно ему принадлежат слова, ставшие девизом защитников города: "За Волгой для нас земли нет".
Подвиг Цезаря Куникова
Символом боевой стойкости стали действия отряда моряков-добровольцев численностью в 275 человек под командованием майора Цезаря Куникова, которые в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года высадились с моря в районе Новороссийска. Они в течение недели отбивали ожесточенные атаки многократно превосходящего в численности противника.
Моряки удержали плацдарм, а их небольшой десантный отряд из отвлекающего стал основным, положив начало Малой земле, оборона которой продолжалась до 16 сентября 1943 года, завершившись освобождением Новороссийска.
Всего же в ходе войны морпехи участвовали в более чем 110 оперативных и тактических морских десантах, численность которых составила более 250 тысяч человек.
Всего же в боях на суше за годы Великой Отечественной войны участвовало почти полмиллиона советских морских пехотинцев — и в составе отдельных бригад, и в стрелковых дивизиях.
Когда война повернула на запад, солдаты в тельняшках первыми врывались в Керчь, Севастополь, Констанцу, высаживались на Дунае и воевали в Бухаресте, Будапеште и Вене. Одним из них был ставший впоследствии народным артистом РСФСР Георгий Юматов, который отличился при штурме Имперского моста в столице Австрии.
После разгрома нацистской Германии морские пехотинцы приняли участие в войне против Японии. Например, моряки из отряда Виктора Леонова первыми высадились в портах Кореи, обеспечивая десантные операции Тихоокеанского флота. При этом они не только отбили многократные атаки японцев, но и взяли в плен более трех тысяч вражеских солдат и офицеров.
Где они — там победа
В мае 1956 года морская пехота на несколько лет была упразднена. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев решил, что она больше не нужна. Однако эффективность высадки мотострелков на берег с десантных судов на воздушной подушке оставляла желать лучшего.
Усилиями главкома ВМФ адмирала Сергея Горшкова ошибку исправили, сформировав 7 июня 1963 года 336-й Белостокский отдельный полк морской пехоты на Балтийском флоте на основе 336-го гвардейского мотострелкового полка. За этим последовало формирование других частей.
К 70-х годам численность частей морской пехоты увеличилась до 15 тысяч человек. Она получила собственные корабли, артиллерию, ПВО, бронетехнику, авиацию, инженерные и диверсионные части. В ее задачи входил захват вражеских портов, прибрежных аэродромов и стоянок базирования флотов, уничтожение системы управления войсками и удержание плацдармов до подхода основных сил флота.
Морская пехота активно использовалась во всех войнах, в которых участвовала страна — в Анголе, Эфиопии, Афганистане. Морпехи охраняли советские военно-морские базы по всему миру — на Кубе, во Вьетнаме, на острове Сокотра в Аравийском море, и ряде других.
В современной России морская пехота принимала участие в боях на Кавказе, где участвовали бойцы со всех флотов страны и флотилий. 16 человек были удостоены звания Героев России (из них шестеро посмертно).
Рукопашный и огневой бой, преодоление полосы препятствий, дневные и ночные прыжки с парашютом, высадка с кораблей, тренировка в штурме высот и десантировании в тыл врага делают подготовку морпеха универсальной, а девиз бойцов в черных беретах "Где мы — там победа!" — реальным.