О результатах первого года работы системы "Платон" в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор оператора системы — ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" Антон Замков.
— Прошел ровно год с начала работы системы "Платон". Как вы оцениваете результаты работы?
— Прежде всего, нам удалось справиться с ажиотажем при регистрации в начале работы системы. Это один из самых острых моментов первых месяцев. К этому мы готовились, учитывая, например, опыт Словакии, где к первому дню работы системы взимания платы были зарегистрированы лишь единицы большегрузов.
Благодаря предварительной работе с перевозчиками, когда мы заранее запустили регистрацию и разъясняли всем, от крупных до малых компаний-перевозчиков, о необходимости своевременно пройти эту простую процедуру, к моменту запуска в системе было зарегистрировано более 350 тысяч транспортных средств. Для понимания масштаба ажиотажа, в первые дни работы системы количество регистрирующихся каждые сутки росло по экспоненте и достигало 23 тысяч транспортных средств, хотя по всей стране уже работали 138 центров обслуживания и был доступен личный кабинет на сайте.
Мы справились, а перевозчики адаптировались и теперь пользуются всеми открытыми для них каналами обслуживания. На сегодняшний день обязательную регистрацию в системе прошли более 266 тысяч перевозчиков, в общем парке которых свыше 774 тысяч "12-тонников". При этом абсолютное большинство крупных российских логистических компаний зарегистрировались. Среди пользователей системы 60% составляют физические лица, 20% — юридические, еще 20% — индивидуальные предприниматели. Из зарегистрированных в системе — более 118 тысяч большегрузов иностранных перевозчиков из 60 стран мира.
Кстати, более половины всех перевозчиков зарегистрировали свои машины через личный кабинет на сайте системы. Всё чаще пользователи используют удаленные способы пополнения счета, хотя в начале старались, может быть, по привычке, прийти лично в центр обслуживания. Но после того, как попробовали хотя бы один раз на практике воспользоваться сервисами личного кабинета, вопросы и сомнения развеялись.
И, конечно, несмотря на самый быстрый запуск, если сравнивать с подобными зарубежными системами, мы обеспечили штатную работу самой масштабной по охвату территории системы взимания платы в мире. Это самое главное.
— Как за первый год изменилась система "Платон" для пользователей?
— Система развивается вместе с пользователями. За этот год по запросам перевозчиков, проработанным в рамках рабочей группы при Минтрансе РФ, была, например, расширена система отчетности. Зарегистрированным пользователям доступны финансовые и логистические отчеты. Это возможность через личный кабинет на сайте системы контролировать расчёт платы и маршруты своих транспортных средств с точностью до секунд и координат выезда на федеральные трассы. Подобных бесплатных отчетов нет ни в одной европейской системе взимания платы. Фактически пользователи получили инструмент, на основе которого можно строить управленческие отчеты, прорабатывать эффективность логистики.
В первый же год для российских перевозчиков была открыта постоплата – отсрочка платежа за пройденный километраж в течение текущего месяца до последнего дня следующего месяца.
Мы продолжаем расширение платежной инфраструктуры: для пользователей открыты все современные каналы обслуживания и доступны все существующие способы внесения платы. В частности, недавно пополнение счета и оплата оформленных маршрутных карт стали дополнительно возможны через "Сбербанк Онлайн", в 80 тысячах устройств самообслуживания и в дополнительных офисах Сбербанка по всей России, а также в 30 тысячах терминалов самообслуживания партнёрской сети Comepay. Для пополнения счета и оплаты оформленных маршрутных карт также доступны терминалы самообслуживания "Платон" и терминалы "QIWI". Для оплаты через различные каналы грузоперевозчики могут использовать наличные средства, банковские переводы, карты платежных систем и топливные карты.
— Многие перевозчики перешли на постоплату?
— Сейчас на постоплату пользователи перевели 12% зарегистрированных транспортных средств, и этот уровень растет ежемесячно.
— Какими способами российские и иностранные перевозчики вносят плату? Кто больше использует маршрутные карты? А кто бортовые устройства?
— Зарегистрированные грузоперевозчики установили более 570 тысяч бортовых устройств. В ряде регионов страны свыше 95% пользователей вносят плату с помощью бортовых устройств, в целом по стране этот показатель превысил 85%. Остальные используют маршрутные карты, при этом более половины маршрутных карт оформляют иностранные пользователи. Им проще, их маршрут редко изменяется, они точно знают точку въезда в страну. Российским перевозчикам, конечно, удобнее бортовое устройство. Во-первых, оно выдается бесплатно, в безвозмездное пользование, во-вторых, оно простое и надежное, не требует никаких дополнительных навыков при установке и использовании. Подключил к прикуривателю и поехал. И, в-третьих, бортовые устройства дают возможность формировать логистические отчеты, контролировать маршруты.
— Как работает система контроля? Достаточно ли ее для охвата всей территории страны?
— На сегодняшний день, помимо действующих с момента запуска системы 100 машин мобильного контроля, на федеральных дорогах уже установлено 194 стационарных рамки. Продолжается плановая модернизация системы контроля: к июлю будущего года количество рамок вырастет до 491, на 10 больше, чем планировали изначально. В плане развертывания системы контроля мы как оператор полностью выполняем свои обязательства, все работы идут в строгом соответствии с графиком.
Система контроля работает в автоматическом режиме. Постановления об административной ответственности выносит ГИБДД на основе данных фото-видео фиксации. Также Ространснадзор наделен полномочиями штрафовать водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, которые не внесли плату, и контролировать соблюдение законодательства со стороны российских перевозчиков.
— Какую информацию позволяет собрать система "Платон" для государства? С кем из федеральных органов власти настроено взаимодействие?
— Система "Платон" позволяет получить точные и достаточно уникальные данные, которых ранее не было у государства, об интенсивности использования инфраструктуры, о загрузке конкретных федеральных дорог, о среднем плече у перевозчиков из разных отраслей и многое другое. Первый год, конечно, достаточно короткий срок для полноценной картины, но уже сейчас мы собираем всю статистику, на основе которой сделаем целые обзоры по рынку грузоперевозок.
На сегодняшний день идет обмен данными по запросам с МВД, Ространснадзором, ФССП и ФТС. В высокой степени готовности запуск протокола автоматического информационного обмена с Федеральной налоговой службой, что связано, в частности, с вычетом из транспортного налога, который получили пользователи системы "Платон".
— Выгодна ли система для государства, учитывая платеж оператору и сумму собранных в дорожный фонд средств?
— Дорожный фонд получил новый источник финансирования. Уровень сборов полностью соответствует прогнозам. В среднем в сутки система передает в дорожный фонд 50 млн руб. И это при условии действия тестового периода, когда правительство изначально установило льготный тариф, снизив его вдвое от изначального. Денежные средства оператор ежедневно единым платежом перечисляет в доход федерального бюджета и отчитывается перед Росавтодором о поступлении и перечислении всех сборов. Это открытая информация.
При этом надо учитывать, что государство не потратило ни одного рубля на создание самой системы и получило ее объекты в собственность. А это целая развернутая по всей стране инфраструктура – от автомобилей и рамок контроля до самого современного Центра управления и мониторинга. Это и бесплатные для пользователей бортовые устройства, производство, доставка и выдача которых обеспечена за счет средств компании-оператора. На сегодняшний день произведено только бортовых устройств на общую стоимость более шести миллиардов рублей. И, конечно, к этому надо прибавить модернизацию и техническую поддержку системы в режиме 24/7, а также работу 138 офисов, 1400 сотрудников по всей стране.
Если все сложить и спокойно посчитать, то становиться абсолютно понятно, что получаемый от государства и установленный правительством РФ ежегодный платеж оператору (плата концедента) в размере 10,6 миллиарда рублей, это не какая-то сверхприбыль. Эти средства идут на компенсацию всех затрат по созданию системы и на ее обслуживание, включая периодическую замену оборудования для поддержания объектов и элементов системы в надлежащем рабочем состоянии, а также на возврат заемных средств. Средний срок окупаемости для проектов такого рода составляет 5-8 лет. Учитывая охват территории и масштаб системы "Платон", срок ее окупаемости по финансовой модели — 11 лет.
— На Ваш взгляд, система эффективна?
— Судите сами, но только за первый год государство смогло отремонтировать более 1000 километров дорог на собранные системой средства, а также направить их на строительство семи новых и ремонт аварийных 24 мостов.