МОСКВА, 11 ноя — РИА Новости. Массовые опросы населения оказались под атакой после таких событий, как Brexit и победа Дональда Трампа на выборах президента США, работу социологов критикуют журналисты, политики и эксперты, считает генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.
В Великобритании 23 июня прошел референдум по членству в ЕС, за выход страны из Евросоюза (Brexit) проголосовали 51,9% британцев. Итоги голосования оказались близки к результатам социологических опросов, предшествовавших референдуму, но при этом они противоречат всем прогнозам: экспертов, букмекеров и даже самих сторонников Brexit.
"После драматических событий последнего года – таких, как Brexit и победа Дональда Трампа на выборах президента США, – массовые опросы населения оказались под атакой: их критикуют журналисты и политики, политтехнологи и эксперты. Даже в профессиональной среде появились "возмутители спокойствия", требующие от коллег покаяться, отказаться от привычных методов исследования социальной реальности, изменить все "до основанья, а затем", — приводятся слова Федорова в исследовании ВЦИОМ.
"Оптимизм внушает только то, что способа познания мира общественного мнения, альтернативного тому, что предложил много лет назад Джордж Гэллап, по-прежнему не изобретено. А значит, наша задача – творчески применять, развивать и модифицировать к новым условиям наш исследовательский арсенал, делиться с обществом нашими знаниями, помогать ему заново понять и осознать себя", — полагает Федоров.
Как выяснили социологи, скептики (13% всех опрошенных) замечают, что опросы мало влияют на ситуацию в стране, являются скорее простой формальностью (55%). При этом с тем, что результаты опроса действительно отражают мнение граждан, согласны две трети респондентов (65%), однако по отношению к прошлому году уровень доверия немного снизился (71%).
Опрос проведен 5-6 ноября в 130 населенных пунктах России, объем выборки — 1,6 тысячи человек.