МОСКВА, 8 ноя — РИА Новости. Орбитальный модуль TGO (Trace Gas Orbiter) совместной российско-европейской миссии ExoMars (Экзомарс) впервые включит свои приборы и проведет первые измерения и калибровки 20-28 ноября, сообщается на русскоязычном сайте миссии.
"20-28 ноября состоятся первые включения научных приборов на борту аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) миссии "ЭкзоМарс-2016". Четыре прибора — и в их числе два российских — проведут первые калибровки и измерения на высокоэллиптической орбите вокруг планеты", — говорится в сообщении.
Орбитальный аппарат, вращающийся вокруг Красной планеты по очень вытянутой орбите, будет в течение почти всего 2017 года постепенно переходить на рабочую круговую орбиту, используя метод торможения атмосферой. После выхода на рабочую орбиту и будут включены все приборы аппарата. Начало их работы запланировано на конец 2017 — начало 2018 года.
На борту TGO находятся четыре прибора по изучению атмосферы и поверхности Марса: NOMAD, CaSSIS, ACS и FREND. Два последних разработаны и построены в Институте космических исследований (ИКИ) РАН.
ЕxoМars ("ЭкзоМарс") — первый в истории сотрудничества Евросоюза и России проект по поиску жизни на Марсе. Запуск проекта начался со старта ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" 14 марта 2016 года с Байконура, когда связка аппаратов TGO-"Скиапарелли" была выведена на траекторию перелета к Марсу. Основная задача орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) — поиск доказательств наличия метана в атмосфере планеты, которые могли бы подтвердить присутствие жизни или активности в настоящем или прошлом Марса. Цель посадочного модуля Schiaparelli — проверить ключевые технологии для второй экспедиции ExoMars, намеченной на 2020 год.
После разделения аппаратов 16 октября 2016 года TGO был успешно выведен на эллиптическую орбиту, в то время как спускаемый модуль "Скиапарелли" не смог штатно достигнуть поверхности Марса. Связь с ним была потеряна примерно за 50 секунд до расчетного времени посадки. По предположению представителей Европейского космического агентства (ЕКА), аппарат раньше, чем планировалось, раскрыл тормозные парашюты, а его тормозные двигатели проработали гораздо меньше расчетного времени. Позже ЕКА подтвердило, что аппарат разбился при посадке.