МОСКВА, 2 ноя — РИА Новости/Прайм. Крупнейшие российские интернет-компании "Яндекс" и Mail.Ru Group направили главе Минкомсвязи Николаю Никифорову письмо с критикой законопроекта о регулировании OTT-сервисов (Over the Top; мессенджеры, видеосервисы), подготовленного Медиа-коммуникационным союзом (МКС), предупредив, что проект приведет к ухудшению инвестклимата в РФ, навредит интернет-отрасли и помешает борьбе с пиратством. Копия письма имеется в распоряжении РИА Новости.
МКС в марте подготовил законопроект о регулировании работы OTT-сервисов в России. Законопроектом, в частности, предусмотрено ограничение иностранного капитала в аудиовизуальных сервисах на уровне 20% (такая норма сейчас действует в РФ для СМИ). К мессенджерам хотят применить требования по ограничению массовых рассылок, которые применяются к операторам связи. Также предлагаются требования по идентификации пользователей мессенджеров. Законопроект вызвал критику со стороны компаний отрасли, МКС обещал доработать его. Глава МКС заявил на днях РБК, что в ближайшее время законопроект будет направлен в Госдуму.
Угроза инвестклимату
В "Яндексе" и Mail.Ru Group полагают, что законопроект нанесет урон как самой отрасли, так и инвестиционному климату России в целом.
"Считаем, что предложенное МКС регулирование – избыточно, законопроект не решает заявленных его авторами задач, он лишь ограничит развитие российских интернет-мессенджеров и аудиовизуальных сервисов. Полагаем, что подобное регулирование данной сферы ухудшает инвестиционный климат в области интернет-сервисов, будет способствовать снижению темпов роста инновационной составляющей российской интернет-отрасли, а также приведет к общей деградации отрасли, вызвав отток пользователей к ресурсам, не попадающим под действие данного регулирования", — говорится в письме, направленном компаниями главе Минкомсвязи.
Официальный представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая сказала РИА Новости, что министерство готово рассмотреть письмо интернет-компаний.
Компании отмечают, что законопроект воспринимается ими негативно из-за того, что "не ясны цель регулирования, правоотношения, которые нуждаются в регулировании".
Текущее законодательство, по мнению авторов письма, полностью охватывает формирующиеся в этой сфере правоотношения, а также интересы государства в вопросах безопасности.
Риск потери инвестиций
Интернет-компании обращают внимание министра на ряд недостатков проекта. В частности, к таковым они относят предложение об ограничении иностранного капитала в аудиовизуальных сервисах.
"Предлагаемое ограничение иностранного капитала в аудиовизуальных сервисах будет способствовать снижению доступности легального контента, уходу зарубежных инвесторов с российского рынка, а отсутствие конкуренции на данном рынке приведет к ухудшению качества сервисов и деградации рынка в этой части", — говорится в письме.
Компании отмечают, что многие российские сервисы, которые только вышли на рынок и начали развиваться, имеют иностранные инвестиции, с чем и связано присутствие иностранных компаний среди их владельцев.
Авторы письма уверены, что необходимость реструктуризации собственников может привести к оттоку инвестиций и, как следствие, к их уходу с российского рынка. Кроме того, это будет мешать борьбе с пиратством, считают они.
"Это ограничит доступ российской аудитории к лицензионному видеоконтенту и приведет к оттоку пользователей на пиратские ресурсы", — предостерегают интернет-компании.
Невозможность выполнения
Авторы письма отмечают, что норма законопроекта, распространяющая требования для аудиовизуальных сервисов на поисковые системы, при условии исключения из-под действия данного регулирования UGC-сервисов (сервисы с пользовательским контентом, User-generated content) и социальных сетей, на которые приходится основная доля формируемого и распространяемого видеоконтента, является некорректной и технически невыполнимой.
"Поисковые системы сами не размещают и не распространяют контент. Инициатива приравнивает поисковые системы, которые предлагают пользователям просматривать видеоконтент в поисковой выдаче, к аудиовизуальным сервисам, возлагая на них обязанности, например, по премодерации контента. Эта инициатива некорректна и противоречит здравому смыслу", — говорится в письме.
Авторы письма подчеркивают, что поисковые системы не являются распространителями информации, и это уже "сложившаяся практика, подтвержденная судами и разделяемая государственными органами". "Это касается распространения любого контента, в том числе видео. В поисковых результатах видео всегда воспроизводится с сайта-источника, к которому сами поисковые системы никакого отношения не имеют. Поисковые системы не могут классифицировать контент, оценивать его содержание, в том числе на предмет соответствия законодательству", — говорится в письме.
В нем также отмечается, что "расплывчатые и неточные формулировки" законопроекта могут привести к тому, что любой сервис в интернете может быть отнесен к мессенджерам (в случае наличия функционала обмена сообщениями — например, форумы, отзывы и т.п.), либо к аудиовизуальным сервисам (в случае наличия какого-либо видеоконтента — например, рекламы). "С учетом того, что такие сервисы уже в достаточной степени регулируются нормами законодательства, не ясен смысл новых ограничений, которые лишь усложнят работу сервисов", — говорится в письме.
Угроза анонимности в сети
Также авторов письма не устраивают "навязываемые" сервисам универсальные правила идентификации пользователей. Так, отмечают они, законопроект предлагает проводить идентификацию пользователей при обмене сообщениями в сети по номеру мобильного телефона без учета того, что далеко не все пользователи имеют договор с оператором сотовой связи.
"Предполагается, что обязательная идентификация поможет повысить безопасность граждан и государства. Но контроль за коммуникациями уже существует и регулируется существующим законодательством. Избыточные нормы только усложнят, ограничат работу сервисов и спровоцируют отток пользователей к иностранным проектам", — предостерегают компании.
Кроме того, отмечают они, поправки, вводимые законопроектом, отменяют право граждан на анонимность между собой в интернете. "Пользователи не смогут оставлять сообщения в сети без предварительной идентификации, а это напрямую нарушает их конституционные права", — отмечают компании.