Елена Супонина, политический аналитик, востоковед – специально для РИА Новости
Биография Шимона Переса – это книга истории Израиля. И это не просто отражение происходящего на протяжении почти ста лет. Он делал эту историю и менял ее ход, хотя сам оценивал роль личности в исторических процессах куда скромнее.
Песня о мире, обагренная кровью
"Не политики меняют реальность, а реальность меняет их самих, заставляя принимать судьбоносные решения", – говорил Перес. Это было не кокетство, а скорее ощущение, что он не создает, а как бы вытаскивает эту новую реальность из будущего, куда далеко не всякий умеет заглядывать.
Это было так, например, когда вместе с Ицхаком Рабиным он рискнул начать секретные переговоры с палестинцами в Осло, что привело к подписанию в 1993 году мирных соглашений. Палестинцев представлял Ясир Арафат, ставший в итоге первым президентом Палестины, и Махмуд Аббас, сменивший его на этом посту. Перес, Рабин и Арафат удостоились за эти усилия в 1994 году Нобелевской премии мира.
Лидер, которому удалось изменить реальность
Со стороны складывалось впечатление, однако, что Перес все-таки из числа тех, кто и сам создает новое, на что он глубокомысленно отвечал: "Лишь однажды лидеру удалось изменить реальность – когда Иисус Навин остановил Солнце, с тех пор это не повторялось".
Мудрый политик, считал Перес, должен уметь вглядываться в будущее и улавливать оттуда флюиды нового. Но при этом надо быть достаточно мужественным, чтобы транслировать непривычные идеи обществу, и отчаянно смелым, чтобы претворять их в жизнь.
На критику он отвечал, что это его не волнует: "Я знаю свою задачу, и выполню ее до конца". Это напоминает мне слова еще одного патриарха ближневосточной политики, российского министра и премьера Евгения Примакова, ушедшего от нас в 2015 году, который любил повторять: "Меня по жизни вела судьба".
Что это? Вера в Высшую волю и свое предназначение? "У человека должна быть мечта, это главное, что отличает его от животного", – учил Шимон Перес, который совсем не смущался из-за того, что враги называли его "оторванным от жизни мечтателем". Это было его кредо: идти вперед за мечтой в ожидании чуда, приближая его ежедневным трудом.
Трудоголик и донор. Или Сизифов труд?
"Человек эпохи возрождения и трудоголик, переживший всех своих соперников", – с таким заголовком вышла сегодня статья в память о Пересе в израильской газете Jerusalem Post. Вера в разум и его творческую силу, в гуманизм, выражающийся в неподдельном интересе к человеку и открытости многогранному новому – вот что отличает такой тип личности.
Показательно, что незадолго до смерти Перес разрешил использовать свое тело как донора. Врачи сообщили, что для помощи живым используют роговицу его глаз.
Но и на Солнце бывают пятна. Не обошлось без них и в отношении к Пересу. Его поругивали арабы и евреи, правые и левые, "ястребы" и "голуби". Одни за сам факт мирных переговоров, другие за то, что мира так и не наступило. Одни сначала за ярую оппозицию старому приятелю Ариэлю Шарону, а другие потом за неожиданный альянс с ним.
Так, в частности, израильский политик и журналист Ури Авнери, который знал Шимона Переса еще с молодости и с тех же пор недолюбливал, несколько лет назад написал статью "Когда Боги смеются", в которой сравнил Переса с античным героем Сизифом.
Труд Сизифа тяжел, но напрасен. Всякий раз, когда он дотаскивает камень до вершины горы, тот скатывается вниз, и приходится начинать все с начала. "Даже телеведущие не могли уже без улыбки повторять назидания Переса", – утверждает Авнери. Известный своим остроумием и левыми убеждениями, он назвал политика "фиговым листком, который прикрывал экспансионистскую политику Нетаньяху".
Как мальчик из-под Минска создавал Израиль
На нападки Шимон Перес отвечал с неизменным спокойствием: "Не бойтесь быть одинокими, гораздо опаснее быть неправыми". Его обвиняли в том, что он стремился к власти, однако он, будучи даже уже маститым политиком, соглашался и на вторые роли: "Лучше быть композитором, чем дирижером".
И все же он был баловнем судьбы. Первый карьерный успех пришел, когда ему не было еще и тридцати. С тех пор более чем за 60 лет политической деятельности он служил на многих ключевых постах, в том числе министра иностранных дел, премьер-министра, президента Израиля. Причем с должности президента он ушел всего два года назад, в июле 2014 года, за неделю до своего 91-летия!
Много ли в Израиле сейчас политиков такого калибра? Раньше, пожалуй, да. А сейчас Шимон Перес был последним из могикан.
Первые серьезные посты переселенец, взявший имя Шимон Перес, получил вскоре после создания еврейского государства в 1948 году, когда в нем проживало менее полутора миллиона человек. Сейчас Центральное бюро статистики Израиля накануне отмечаемого в этом году в начале октября еврейского Нового года опубликовало такие цифры: в стране проживает более 8,5 млн граждан, из них 1,7 миллиона, то есть пятая часть, – арабы.
Еще 4 816 миллионов палестинцев, это уже по данным Центрального бюро статистики Палестины, живут рядом на палестинских территориях. Перес мечтал, чтобы эти вечно ругающиеся и воюющие соседи наконец-то зажили мирно. И не только израильтяне с палестинцами, но с и другими арабами. Он сыграл большую роль в поддержании мира между Израилем и Египтом, в развитии связей с Иорданией.
"На Ближнем Востоке слишком много политики"
"Назначать на должность – все равно, что выбирать дорогу", – вот еще один из афоризмов Переса. Мне доводилось изредка пересекаться с ним, и всякий раз бросалось в глаза, что должности менялись, обстановка тоже, а оптимизм Переса не иссякал.
Главной его идеей было, что добиться мира можно только через развитие экономических связей. "Мы на Ближнем Востоке использовали слишком много политики и дипломатии и слишком мало экономики", — объяснял он в интервью британской "Таймс".
Как-то в Тель-Авиве он сказал нечто похожее в интервью и мне тоже: "Без совместных проектов в сфере экономики трудно изменить регион". С тех прошло десять лет, многое удалось сделать, но мир на Ближнем Востоке так и не наступил.
И все же я верю, что Перес был прав. Общая экономика – вот тот хребет, на котором можно выстроить мир в регионе, и когда-нибудь это настанет.
Важно, как полагал он, чтобы это сделали сами жители Ближнего Востока, не рассчитывая на помощь со стороны: "Я вообще против финансовой подпитки извне, я называю это способом отъема денег у бедных людей в богатых странах для передачи их богатым людям в бедных странах".
Спор Переса с Солженицыным
Шимон Перес понимал, что это – архисложная задача. Но он яростно спорил с теми, кто не разделял его веры в чудо. Однажды он рассказал мне, как во время визита в Москву обсуждал с писателем Александром Солженицыным "философские проблемы культуры, цивилизации, религии в эпоху глобализации". "Господин Солженицын по поводу всего этого пессимистично настроен, я не разделяю его пессимизма", – поделился своими впечатлениями Перес.
Как рассказывал Перес в интервью израильскому журналисту Дмитрию Дубову, отец попал в плен, в лагерь недалеко от Освенцима. Приближалась советская армия, и его вместе с остальными повели на расстрел. Но каким-то чудом там появился смелый австралийский священник. Он ссылался на Бога и грохот советских танков: "Не расстреливайте пленных. Уже все проиграно. А на военном суде этот расстрел только ухудшит ваше положение". В последний момент пленникам неожиданно сохранили жизнь.
Может быть, это отсюда, из рассказов отца в детстве и выросла эта вера в чудо, в силу убеждения и разумных доводов? Как говорил Шимон Перес: "Пессимисты и оптимисты умирают одинаково. Но зато как по-разному они живут!"