МОСКВА, 16 сен — РИА Новости/Прайм. Банк России пошел навстречу участникам рынка, снизив ключевую ставку, однако дал жесткий сигнал, что до конца года не стоит больше ждать смягчения денежно-кредитной политики, иначе инфляция может отклониться от намеченной траектории.
"Почему мы это сделали. Первое — мы видим ожидания рынка, пожелания всех, чтобы снижалась ключевая ставка. И ожидания рынка по траектории снижения ключевой ставки резко расходятся с нашими. При этом ожидания участников рынка показывают, что не все верят, что инфляция 4% будет к концу следующего года. То есть мы ставки снизим, но цели по инфляции можем не добиться", — заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров регулятора.
Снижение ставки ЦБ было ожидаемым для большинства аналитиков.
"В целом решение в этих условиях выглядит достаточно сбалансированным: с одной стороны, у нас есть снижение ставки, с другой стороны — оно сопровождается достаточно жестким комментарием. Я думаю, что можно интерпретировать этот комментарий как приверженность ЦБ консервативному достижению своего ориентира на снижение инфляции до 4%", — считает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.
Тенденция неустойчива
Инфляция в РФ в годовом выражении существенно замедлилась – c 7,2% в июле до 6,6% в середине сентября, что соответствует базовому прогнозу ЦБ. Банк России уточнил оценку по инфляции до 5,5-6% по итогам 2016 года, но сохранил прогноз по спаду ВВП в 0,3-0,7%.
"Динамика показателей экономики очень неоднородна, и говорить о переходе к устойчивым темпам роста пока рано", — сказала она.
Несмотря на то, что инфляционные ожидания замедлились до минимумов с осени 2014 года, говорить об устойчивой тенденции к их снижению также преждевременно — они остаются заметно выше прогнозов ЦБ по инфляции. Необходимо, чтобы эта тенденция закрепилась, пояснила глава Банка России.
"В рамках действующей логики ЦБ перспектива снижения ставок опирается не только на доверие к цели по инфляции, но и к процессу реструктуризации экономики. Мы полагаем, что использование жесткой денежно-кредитной политики для полноценной перестройки экономики не даст быстрых плодов, поэтому сейчас можно говорить только о лимитированном смягчении политики в 2017 году", — отмечает аналитик Росбанка Евгений Кошелев.
Жесткий сигнал
Банк России в пятницу в первый раз однозначно обозначил будущие шаги по денежно-кредитной политике.
"ЦБ, по сути, открытым текстом указал, что возможность следующего снижения появится не раньше первого полугодия 2017 года. Можно сказать, что регулятор снизил ставку по "многочисленным просьбам" бизнеса, банков и чиновников, но при этом подчеркнул свою жесткую позицию и текущие приоритеты в борьбе с инфляционными рисками", — отметил главный аналитик ИК "Велес Капитал" Юрий Кравченко.
Таким образом регулятор пытается защитить себя от политического давления со стороны сторонников проведения мягкой денежно-кредитной политики, которые требуют до конца года снизить ставку до 8,5%, считает первый зампред правления Локо-банка Ирина Григорьева.
По словам главы ЦБ, при реализации базового сценария с ценой на нефть в 40 долларов за баррель снижение ставки ниже 10% в 2016 году крайне маловероятно и практически невозможно.
Следующее снижение ставки может быть более осторожным, подтвердила Набиуллина. "Если будет следующее снижение, это будут уже не двузначные цифры, и там можно рассматривать шаг 0,25%. Мы не исключаем этого совершенно, это будет адекватно весу этого изменения по сравнению с уровнем ставки", — пояснила глава ЦБ.
Зыбкий профицит
Председатель Банка России напомнила о связи денежно-кредитной, финансовой и бюджетной политики — сроки перехода банковского сектора к структурному профициту ликвидности (когда Банк России становится не кредитором, а заемщиком финансовой системы) напрямую зависят от темпов расходования средств Резервного фонда.
Это возможно, если в этом году траты из Резервного фонда составят около 2,7 триллиона рублей. "Если будет меньше сумма, то позже перейдем, если чуть больше, раньше перейдем", — сказала она.
В начале сентября глава ЦБ говорила, что при профиците ликвидности в банковской системе ключевая ставка будет несколько выше, чем при дефиците для обеспечения равноценного влияния на инфляцию и инфляционные ожидания.
Профицит ликвидности в российском банковском секторе может привести к риску образования "пузырей" в розничном, корпоративном и ипотечном кредитовании, ранее предупреждала первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.
Поддержка бизнесу и ипотеке
Снижение ставки сделает более доступными заемные средства на внутреннем рынке, что в некоторой степени поможет бизнесу развиваться дальше в столь сложных условиях, считает замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева.
Ряд банков уже прокомментировали решение ЦБ, пообещав снизить ставки вслед за ключевой.
"Бизнес приветствует снижение ставки", — добавил он.
По оценкам АИЖК, принятое решение будет способствовать снижению ставок по ипотечным продуктам банков.
"Если сейчас средняя ставка выдачи по рыночным продуктам составляет 13,4%, а самые выгодные предложения начинаются от 12,5% годовых, то к концу года средние ставки вполне могут упасть ниже 13%, а минимальные ставки выдачи ипотеки по рыночным программам приблизятся к 12%", — ожидают в агентстве.