На вопросы, связанные с принесением в Россию с Афона мощей преподобного Силуана Афонского, которые ранее никогда не вывозились за пределы Святой горы, РИА Новости ответил один из сопровождающих святыню монахов — насельник Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, настоятель Афонского подворья в Киеве иеромонах Алексий (Корсак). Беседовал Алексей Михеев.
- Отец Алексий, в чем, на ваш взгляд, своеобразие личности старца Силуана Афонского и его духовного наследия, по сравнению, может быть, с другими святыми? В чем его актуальность для современников?
— Мы не можем сравнивать, это как-то неудобно, дерзко. Святой человек — это тот, кто является носителем самого Бога, кто стал жилищем Святого Духа. Поэтому, как говорил сам старец Силуан, "чем больше любовь, тем больше человек страдает, чем он больше любит, тем больше получает благодати от Господа, кто больше любит, тот попадает в Царство Небесное". Вот оценка святости. А кто как любит, мы не можем оценивать — это уж перед Богом мы увидим.
В чем "колоритность" личности старца Силуана? В том, что он вобрал в себя редкий подвиг — молитвы не только за себя. Человек же в первую очередь всегда приносит молитву о себе, о прощении своих грехов. А он получил вот такую страдающую любовь — плач о мире всего мира, как о живых, так и о мертвых. Единицы удостаивались такого дара. В этом и есть особенность старца. Даже на его иконе, на свитке в его руке, мы видим слова: "Да познают тебя, Господи, Духом Святым все народы Земли".
Преподобный был простым крестьянином, он воспитывался на земле, имел богатырскую физическую силу — работал на мельнице, таскал тяжелые мешки. Он выстаивал многочасовые афонские всенощные бдения, а днем трудился. И при всем этом напряжении первое место отводил молитве, общению с Богом.
Вся жизнь Афона строится на молитве, это — центр. Послушание — это чтобы тело не ленилось, а первое место — духу и душе. И преподобный говорил: молиться никакие дела не мешают; что бы ты ни делал, твои ум и сердце должны быть привязаны к Богу. Через это богообщение освящаются все дела, которые мы делаем.
Но личный опыт передать невозможно — нужно самому быть участником этой жизни. Соприкосновение с Божественным — это соприкосновение с вечностью.
- Многие приходили поклониться преподобному после его смерти — еще до канонизации. Рассказывают даже, что его главу в монастыре пытались закопать…
— Нет, конечно, такого не было. Да, ее прятали, но только потому, что почитание преподобного Силуана стало даже больше, чем почитание великомученика Пантелеймона, который всегда будет главной святыней нашего монастыря. Недавно для честной главы преподобного сделали новый ковчег — вы сейчас его видите.
- Вместе с мощами старца Силуана в Россию принесена икона. В чем примечательность этого образа?
— Этот образ Спасителя находился в храме пророка Илии, что на мельнице. Когда преподобный молился перед этой иконой, он на миг увидел живого Христа. И этот миг отобразился на всей его жизни. Он постоянно в своих писаниях говорит об этом опыте.
Он получил это откровение в тот момент, когда душа его настолько отчаялась, что он сказал: "Господи, ты неумолим". У него было состояние богооставленности. Это был крик отчаяния, и именно в этот момент Господь ему явился, подхватил его, чтобы он не погиб — в этом состоянии без надежды на Бога человек может погибнуть.
У меня тоже был этот опыт богооставленности — когда три дня не можешь вообще ничего делать, тебе не помогают ни исповедь, ни молитва. Это самое страшное состояние.
Что в этом случае нужно делать?
Надо осознать, какая причина заставила благодать уйти. Если бы человек слушал свою совесть, он бы никогда не грешил, потому что совесть — глас Божий. У нее и надо спрашивать: где я оступился и совершил ошибку?
Вообще, смысл жизни человека — через богообщение познавать волю Божию. Люди зачастую не понимают, зачем молятся. Они просят здоровья, работу, машину, жену или мужа. Это корыстно, это эгоизм. Молитва должна заключаться в просьбе о прощении грехов. По большому счету, молитвы должно быть две: в одной мы просим у Бога прощения, в другой — вразумления. Нужно просить у Бога прощения до тех пор, пока мы не почувствуем мир в душе. Этот мир, покой свидетельствует о том, что мы прощены. И задача человека — сохранить это состояние. Бог — в мирной душе; в смятенной, смущенной, злой душе Бог не живет.
Когда мы оскорбляем человека, оскорбляется Господь, потому что человек есть образ Божий. Поэтому в первую очередь мы должны примириться с Богом.
- Недавно православные верующие отмечали праздник явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Свято-Пантелеимоновом монастыре, установленный в память о том, как на фотоснимке, сделанном в 1903 году во время раздачи милостыни у стен обители, проявился лик Богородицы. Скажите, как на Афоне ощущается помощь и заступничество Божией Матери и преподобного Силуана?
— Святые отцы говорят, что Матерь Божия является игуменией любого монастыря. В XIX веке был такой болгарский юродивый, Анфил, он приходил в русский монастырь, дружил с одним из братьев, который нес послушание в трапезной. И вот однажды он прибежал и сказал, что видел, как Богородица сходила в этот монастырь. "Я бежал, чтобы застать ее присутствие", — сказал он.
А преподобный Силуан — он наш покровитель, после великомученика Пантелеймона. Были и исцеления — рассказывали, что по его молитвам ребенок получил зрение. Но для меня самое большое чудо преподобного — то, что он повлиял на множество людей. Он повлиял и на меня: благодаря его писаниям, той благодати, которую по его молитвам я получил, ко мне пришло осознанное желание уйти на Афон.
Заступничество старца Силуана, покров Богородицы очень чувствуются. Бывает, что только о чем-то подумал, сразу же исполняется. Разумные желания — до мелочи… Очень многие с этим сталкиваются.
Был такой инок Гавриил, который очень хотел подняться на вершину Горы. Он еще выпрашивал у духовника мученический венец и очень хотел принять схиму (высшая ступень православного монашества, обет соблюдать особо строгие аскетические правила жизни – ред.). Он был молодой, ему многие говорили, что нужно подождать. А когда его все же благословили подняться, он, по незнанию, остался на вершине ночью в храме. А в то время там оставаться было нельзя, были очень сильные грозы. В храм залетела шаровая молния, и он настолько обгорел, что даже внутренности его были поражены. Он не мог сам спуститься — его спустили вниз греки, переправили в русский монастырь.
И когда он лежал в больнице, говорил духовнику: "Отче, зачем меня мучают, живьем сдирают с меня кожу?" У него кожи не было, бинты приходилось буквально отрывать от тела — невыносимая пытка… И в схиму его постригли. Вот так — буквально и просто — Богородица исполнили его молитву.
У нас очень много святых, которых можно канонизировать. Сейчас издается афонский "Отечник" с изложением житий и поучений русских монахов, которые подвизались в нашем монастыре.
- Как вы думаете, возможна ли в будущем канонизация ученика преподобного Силуана — старца Софрония (Сахарова)?
— Я слышал, что она готовится. Его очень почитают в греческой церкви, он был человеком очень высокой жизни, очень любил святого Силуана и постоянно о нем вспоминал. Хотел передать эту любовь своему братству, которое у него было в Эссексе. Время покажет, но я слышал, что материалы готовятся.
Про старца Софрония сам преподобный Силуан сказал, явившись одному подвижнику во сне: "Как я хотел скрыться, чтобы меня никто не узнал, но этот блаженный старец прославил меня на весь мир".
- В Пантелеймонов монастырь приезжает очень много паломников. Это очень мешает исходной идее — жить в уединении, вдали от мира?
- Последнее время да, паломников очень много. По 150-200 человек садятся за столы в трапезной. Но да, монах, уходя в монастырь, уходит от мира.
- Но мир приходит к нему туда…
— Да. Это очень сильно чувствуется, особенно когда люди невоцерковленные. Дух у них мирской.
У насельников чувства обострены, потому что внешние впечатления сведены к минимуму, и очень важно, с каким духом приезжают люди. Конечно, Матерь Божия всех привлекает, чтобы люди соприкоснулись с Ней, изменили свою жизнь, и мы стараемся относиться с любовью ко всем, кто приезжает.
Вы спрашиваете, не мешает ли нам? Мешает. Но мешают не люди, а тот багаж, с которым они приезжают. Поэтому паломнические службы, конечно, готовят людей, объясняют, что они на время пребывания на Афоне они тоже становятся "мирскими монахами". Потому что паломники участвуют во всех богослужениях, кормятся на трапезе, у них нет увеселений, магазинов… Трудно, конечно, ждать от всех молитвенного настроя, но наша задача помочь всем приезжающим. Не навязываясь. Даже внешним видом подать им пример.
Да, нам, наверное, хотелось бы, чтобы было тихо, чтобы никого в храме не было, но Господь всех принимает, и мы должны свой эгоизм побороть. Желание, чтобы нас не трогали, — это же эгоизм. Наша задача — научиться внутреннему деланию, чтобы внешний шум не мешал. Хотя некоторые, конечно, уходят подвизаться в отшельничестве, на келье…
- Как вы считаете, принесение мощей преподобного Силуана в Россию сможет что-то изменить в жизни людей, которые придут им поклониться?
— Любое принесение мощей святого имеет духовную значимость для места, для народа, пусть даже сами люди этого до конца и не понимают. Мы же всегда надеемся, что святыня поможет народу покаяться, принесет какой-то мир, появится стремление к духовному, к Церкви.
Когда было принесение из греческого монастыря святого Павла Даров волхвов на Украину — во время Майдана, — в Верховной Раде объявили перемирие, прекращение столкновений — как раз на время пребывания святых мощей. Хотя они не знали, что мощи принесут. Но мы понимаем, что это не совпадение, не случайность.
Поэтому привоз главы преподобного Силуана на родину, – а мы будем и на его малой родине, в селе Шовское Липецкой области, где построен в его честь храм, – это его заступление, его молитва о России, о ее народе.
Принесение главы русского подвижника преподобного Силуана Афонского в пределы Русской православной церкви организовано московским Фондом святителя Василия Великого и приурочено к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон.
Преподобный Силуан Афонский Родился в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии. В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую Лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в саперном батальоне. Осенью 1892 года он приехал в паломничество на Святую гору Афон, где и остался, поступив в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь.
Скончался святой в сентябре 1938 года. После его смерти в 1952 году его духовный сын архимандрит Софроний (Сахаров) опубликовал его записки, которые многие называют "Новым Добротолюбием".