Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Высокая распродажа: как работают музейные магазины

Музейные сувениры стали неотъемлемой частью работы практически всех современных музеев. Анна Кочарова задумалась о том, зачем это музеям и их посетителям.

Анна Кочарова, МИА "Россия сегодня"

Одна моя знакомая искусствовед и руководитель небольшого негосударственного музея однажды буквально вздрогнула, увидев у моих детей два пенала в форме египетских саркофагов. В свое время я купила эти металлические коробочки в Британском музее в Лондоне, и дети с удовольствием носят в них карандаши.

Мой дом наполнен музейными сувенирами: подушки с картинами Малевича из Русского музея, украшения из Эрмитажа и Вашингтонского музея, новый и любимый салатник из художественного музея Ярославля, сделанный по мотивам картины русского авангарда "Дом в разрезе"… Все эти вещи напоминают мне о поездках, новых знакомствах, музейных экспонатах, особо запавших в душу.

Некоторые эстеты видят в таком бытовом тиражировании произведений искусства признак дурного тона. Но ведь многие выдающиеся художники работали в прикладных жанрах, создавая настоящие шедевры. И возможно, нам сегодня хочется привнести часть этой музейной красоты в нашу повседневную жизнь.

© Фото : предоставлено ГТГ / Евгений АлексеевСувенирный магазин ГТГ
Сувенирный магазин ГТГ

Лет 15 назад сумки и прочие приятные мелочи с репродукциями картин из крупнейших музеев были прерогативой тех, кто открывал для себя мировое искусство в путешествиях. Сегодня такие сувениры стали неотъемлемой частью жизни и функционирования российских музеев.

Руководители музеев не скрывают: в последние годы, как и их коллеги во всем мире, они зачастую своими собственными силами решают вопросы финансирования многих проектов. Музеи должны зарабатывать, и это заставляет сотрудников придумывать и использовать новые формы работы с посетителями. Доход приносят лекции, концерты, детские занятия и, конечно же, сувениры.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова
Директор Третьяковки: музей не должен стоять с протянутой рукойДиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала Анне Кочаровой о возрождении интереса к выставкам, что такое современный музей и как он может зарабатывать.
Для посетителей это может быть отдыхом или приятным завершением прогулки по музею, так же как и поход в музейное кафе. Большие музеи с огромными помещениями располагают магазины на протяжении всего маршрута посетителя по экспозиции. Так, к примеру, сделано в Эрмитаже. Но современный музей – это не просто сувенирная лавка, а удобно и интересно организованное пространство.

Например, сувенирный магазин в Музее Москвы разрабатывал известный британский архитектор Каллум Люмсден. Здесь четко все продумано – от разнообразных книг по истории Москвы до акварелей с пейзажами столицы, футболок с портретами Орловой и дизайнерских мелочей с московскими трамваями. Как ни странно, публика заходит сюда просто как в магазин, независимо от похода на выставку.

"Люди любят больше всего покупать блокноты и магниты, – рассказывает администратор магазина Влада Пащина. – Хорошо покупают сумки с символами Москвы, например с храмом Василия Блаженного. Или же вещи, разработанные молодыми московскими дизайнерами. Например, у нас есть линейка художника-граффитиста Валерия Чтака".  

Костюм a la Bakst
Примерь костюм от БакстаВ Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась первая ретроспективная выставка "Лев Бакст/Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения". Бакст создавал театральные эскизы для Русских сезонов Дягилева, был законодателем моды 1910-х, сотрудничал с домами Шанель и Пуаре. Узнайте, какой из придуманных им костюмов подходит вам.
Впрочем, сувениры помогают не только зарабатывать музеям, но и посетителям вспоминать о выставках. Музейные игры могут стать хорошим подспорьем в изучении культурного наследия. Даже игру в подкидного дурака можно превратить в интеллектуальное занятие, если игральные карты (с репродукциями картин на рубашке) купить в том же Эрмитаже. 

"Помимо прибыли, сувениры позволяют сохранить контакт с посетителем между визитами в музей, – говорит Евгения Киселева, руководитель департамента маркетинга и связей с общественностью ГМИИ им. А. С. Пушкина. Это инструмент повышения лояльности зрителя, продолжения позитивного общения за пределами выставочного пространства".

Под свои последние временные выставки – Льва Бакста и африканского искусства – ГМИИ им.Пушкина выпустил специальные сувенирные серии. Так же как и Третьяковская галерея вывела своего Айвазовского за рамки экспозиционного пространства.

© Фото : предоставлено ГТГ / Евгений АлексеевСувенирный магазин ГТГ
Сувенирный магазин ГТГ

"Я с удовольствием сама ношу шелковые шарфы и платки из музея Метрополитен, – рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Понятно, что я не надену на себя платок с изображением Сикстинской Мадонны, если такой вдруг изготовят. Это уже чересчур. А вот мой кейс для телефона с Натальей Гончаровой –  это из нашего магазина. Каждый раз эта грань определяется индивидуально. Но у нас точно ничего нет "чересчур". Матрешек с лицами Малевича и Кандинского мы точно не продаем".

Оценить 19
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала