Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"
С тезисом о неготовности Запада вести диалог нельзя не согласиться, тем более что наша страна всячески демонстрирует свою расположенность и к диалогу, и к нахождению взаимопонимания. Первая же часть утверждения Дмитрия Пескова, о доверии, по-моему, нуждается в критическом осмыслении.
На мой взгляд, ставить цель достижения в отношениях с Западом обстановки доверия не имеет смысла в принципе, ибо она достигнута быть не может. Не буду приводить обилия очевидных примеров, подтверждающих этот тезис, но никогда в истории наличие ситуации так называемого взаимного доверия в отношениях с Западом не приводило к тому, чтобы интересы России добросовестно учитывались нашими "партнёрами" и чтобы отношения строились (с их стороны) действительно честно.
Так вот, честность в политике, в принципе, – явление нормальное. Более того, в наших отношениях с Западом мы её неоднократно проявляли. А вот Запад со своей стороны – крайне редко.
В конце 1940-х Запад ясно провозгласил – не очень публично, но не особенно скрывая это, – что его интересы несовместимы с существованием нашей страны как единого целого в границах бывшей Российской империи и СССР в принципе, какая бы власть ни была на этой территории.
Этому своему слову Запад остался верен до 1991 года. Когда мы искали доверие в 1950-е и 1960-е годы, Запад активно работал на разрушение нашей страны. Когда в первой половине 1970-х, в годы так называемой разрядки, некое подобие желаемого доверия было, казалось бы, достигнуто, усилия Запада по дестабилизации СССР достигли предельной интенсивности. Это и стало одной из причин произошедшего в 1988 – 1991 годах (были, понятно, и другие, внутренние, причины, но сейчас не об этом).
Примеров тому опять же множество, но хрестоматийные просто нельзя не привести. В первом случае это отказ от обязательства не расширять НАТО на восток, не придвигать военную инфраструктуру блока к нашим границам. Во втором – принципиальная разница в подходе к зафиксированному в документах ООН праву наций на самоопределение в случаях с Косово и с Крымом.
Даже если предположить, что некое антинациональное правительство в России заявило бы о том, что будет вести страну по пути полного культурного растворения в Западе, а в политике и экономике полностью встроится в американоцентричную модель глобализации, и то доверия к России в целом у Запада не было бы. Причина этого проста: там, в отличие от некоторых представителей российской "элиты", понимают, что это в принципе невозможно.
Что же в таком случае делать? Во-первых, и политикам, и гражданам исходить из этих реалий, не расслабляясь в понимании того, что в действительности представляет собой сосуществование России с западным миром на нашей планете и какие цели ставить в нём реально, а какие – в принципе нереально.
Во-вторых, действовать во внешнеполитических делах честно, не выступая инициаторами информационных войн, но и не медля в жёстком парировании, а в случае необходимости и упреждении таких агрессивных действий в свой адрес.
В-третьих, искать договоренностей по снижению уровня присутствующей сегодня в отношениях конфронтации, что возможно только на основе упрочения нашей политической, экономической, военной и культурной силы.