До Кубинской революции 1959 года вся экономика острова была тесно связана с экономикой США.
Американские фирмы контролировали более двух третей экономики Кубы, в том числе 90 % горнодобывающей промышленности, 90 % электрической отрасли и телефонных фирм, 80 % коммунальных предприятий, 80 % потребления горючего, половину посевов сахарного тростника.
За семь предреволюционных лет американские компании вывезли из страны 800 миллионов долларов прибыли. В жертву производству сахара для рынка США были принесены другие отрасли хозяйства. В результате Куба превратилась в импортера важнейших для страны продовольственных, потребительских и сырьевых товаров.
Куба была связана с США тесными узами военно‑политического сотрудничества. На кубинской территории с 1903 года находится военно‑морская база США в бухте Гуантанамо.
Небывалые масштабы приняло американское влияние в области средств информации, просвещения, идеологии и культуры.
Ухудшение отношений между Кубой и США началось практически сразу после прихода к власти правительства Фиделя Кастро. Революционные преобразования на Кубе начались в мае 1959 года: были экспроприированы частные землевладения, национализированы сахарные заводы, телефонные и электрические компании, принадлежавшие американцам. В сентябре 1960 года кубинцы национализировали филиалы североамериканских банков. Все предложения со стороны США об урегулировании имущественных отношений были отвергнуты революционными властями.
19 октября 1960 года американское правительство объявило о полной экономической блокаде Кубы, прекратив все операции по фьючерсным контрактам на поставку нефти новому коммунистическому строю и экспорту сахара. Каждый последующий президент США добавлял свои декреты или законы по ужесточению эмбарго.
3 января 1961 года США разорвали дипломатические отношения с Кубой.
В апреле 1961 года Соединенные Штаты поддержали высадку отряда в 1500 вооруженных кубинских оппозиционеров в заливе Кочинос. Акция потерпела полную неудачу; отряд был разгромлен.
В январе 1962 года Вашингтон добился исключения Кубы из Организации американских государств (ОАГ). Все страны Латинской Америки, кроме Мексики, по настоянию США разорвали дипломатические и экономические отношения с Кубой. В США обсуждалась возможность прямой интервенции на остров американских вооруженных сил.
Высшей точкой напряженности в кубино‑американских отношениях стал Карибский ракетный кризис 1962 года, когда на Кубе были размещены советские ракеты с ядерными боеголовками, нацеленными на США.
В феврале 1963 года в США был принят специальный закон о контроле за кубинскими активами (Cuban Assets Control Regulations). Запретительные меры стали основным рычагом американской политики по отношению к Кубе. В 1966 году был введен запрет на посещение Кубы гражданами США.
В 1960‑х и 1970‑х годах во внешней политике правительство Фиделя Кастро проводило курс на противостояние США и их союзникам.
В конце 1970‑х годов были ослаблены ограничения для поездок американцев на Кубу и кубинцев в США, а кубинским эмигрантам было разрешено посещать родину.
30 мая 1977 года США и Куба пришли к соглашению об обмене с 1 сентября дипломатическими представителями на уровне отделов интересов двух стран.
В 1982 году США включили Кубу в список стран, поддерживающих терроризм в связи с "призывами к революции в Западном полушарии".
Процессы, происходившие в 1990‑е годы в мире, послужили определенным стимулом и для развития кубино‑американских отношений.
Начало либерализации экономической блокады Кубы положил Закон о пересмотре торговых санкций (Trade Sanctions Reform Act), подписанный в 2000 году президентом Клинтоном. Этот закон разрешил продажу Кубе широкого ассортимента продукции сельского хозяйства: от продуктов питания до удобрений и древесины.
Кубинское правительство осудило теракты 11 сентября 2001 года в Нью‑Йорке и Вашингтоне. Кубу стали активно посещать американские законодатели и общественные деятели. В начале 2002 года Фидель Кастро принял многочисленную группу американских законодателей и бизнесменов, которые по итогам встречи заявили о своей готовности отстаивать законопроекты по снятию эмбарго. Все это способствовало некоторому потеплению отношений между странами.
В мае 2002 года Кубу посетил экс‑президент США Джимми Картер, предложивший для нормализации отношений между двумя странами план из четырех пунктов: снятие ограничений на поездки на Кубу; отмена эмбарго; решение имущественных споров, вызванных национализацией американской собственности после революции 1959 года; использование кубинской диаспоры в США как моста для сближения двух стран.
Во время президентства Джорджа Буша‑младшего, несмотря на сохраняющееся эмбарго, фермерское лобби в конгрессе США добилось разрешения на поставку на Кубу сельхозпродукции.
Президент Барак Обама неоднократно говорил о новом подходе к отношениям с Кубой и о том, что США могут пересмотреть санкции против Кубы.
10 декабря 2013 года кубинский руководитель Рауль Кастро лично встретился на похоронах Нельсона Манделы в ЮАР с президентом США Бараком Обамой, и они пожали друг другу руки. Это стало первым случаем со времени кубинской революции 1959 года, когда лидеры двух стран имели личную встречу.
В июне 2014 года, как сообщило уругвайское издание Busqueda со ссылкой на источники в официальных кругах, президент Уругвая Хосе Мухика передал кубинскому лидеру Раулю Кастро послание от президента США Барака Обамы. Кастро выразил готовность к сближению с Вашингтоном, но только в том случае, если США не будут навязывать свое мнение.
17 декабря Гавана освободила американского гражданина Алана Гросса, который находился в заключении с 2009 года. Его, а также другого гражданина США, обменяли на трех кубинцев, которые были обвинены в шпионаже и отбывали заключение в США.
В этот же день президенты США и Кубы Барак Обама и Рауль Кастро провели часовую телефонную беседу, впервые со времени кубинской революции. Стороны обсудили предстоящие изменения в отношениях двух стран, обмен заключенными. Лидеры двух стран также обсудили потенциальное сотрудничество по таким проблемам как Эбола, противодействие терроризму и контрабанде.
17 декабря президент США Барак Обама официально объявил о нормализации отношений с Кубой, включая восстановление дипотношений, снятие ряда ограничений в финансах, торговле и поездках на остров, а также готовящееся исключение Кубы из списка государств ‑ спонсоров терроризма. Обама также заявил, что готов к переговорам с конгрессом США о снятии более чем полувекового американского эмбарго. Обама признал, что политика блокады "не соответствовала интересам США" и "почти не имела эффекта".
10 апреля 2015 года президент США Барак Обама и кубинский лидер Рауль Кастро поприветствовали друг друга и обменялись рукопожатиями на открытии Саммита Америк в Панаме. Дружественный жест президента США в отношении кубинского лидера был показан в прямом эфире мировыми СМИ и вызвал большой резонанс.
14 апреля президент США Барак Обама направил в конгресс письмо об исключении Кубы из числа стран, поддерживающих терроризм.
1 июля Обама объявил о восстановлении дипломатических отношений с Кубой и об открытии посольств.
20 июля США и Куба официально восстановили отношения. Кубинская сторона открыла свое посольство в Вашингтоне в тот же день, американская подняла флаг над миссией в Гаване 14 августа в присутствии госсекретаря Джона Керри.
18 сентября США вновь ослабили торговое эмбарго против Кубы. В частности, был отменен ряд ограничений на поездки, денежные переводы, открытие на Кубе представительств компаний, захода судов в порты островного государства.
18 сентября президент США Барак Обама и кубинский лидер Рауль Кастро провели встречу во время визита Кастро в США для участия в сессии ГА ООН, на которой обсудили дальнейшее сотрудничество двух стран.
29 сентября лидеры США и Кубы провели двустороннюю встречу на полях ГА ООН в Нью‑Йорке, в ходе которой стороны обсудили двусторонние отношения и ряд вопросов международной повестки.
В декабре Куба и США достигли соглашения по восстановлению коммерческого авиасообщения между двумя странами и договорились о возобновлении прямого почтового сообщения.
16 февраля 2016 года Вашингтон и Гавана подписали соглашение о возобновлении прямого авиасообщения.
15 марта департамент Минфина США по контролю за иностранными активами и департамент торговли объявили о существенных поправках к положению о кубинских активах. Изменения, в частности, позволяют регулярное воздушное сообщение между Соединенными Штатами и Кубой.
21-22 марта президент США Барак Обама совершил официальный визит на Кубу. Это ‑ первый визит на "Остров Свободы" действующего главы американского государства за последние почти 90 лет.
В ходе визита стороны не заключили никаких принципиально важных соглашений, однако Обама объявил, что его визит "похоронил наследие холодной войны" и теперь в отношениях между двумя странами наступил "новый день".
С декабря 2014 года, когда США и Куба объявили о потеплении отношений, в Вашингтоне и Гаване были проведены несколько раундов переговоров по разным вопросам.
Состоялись три заседания двусторонней комиссии Куба ‑ США, четвертое заседание пройдет в сентябре 2016 года в Вашингтоне.
Гавана выдвигает свои условия для продолжения диалога. Прежде всего, это отмена многолетнего экономического эмбарго со стороны США. Ещё одним обязательным условием является возвращение Кубе военной базы Гуантанамо, а также отказ от планов по созданию внутрикубинской оппозиции и отмена миграционных преференций для эмигрантов с Кубы.
Полностью отменить экономическую блокаду, введенную в отношении Острова Свободы, могут только американские законодатели, но сторонники такого шага пока не составляют большинства в конгрессе. Президент США в состоянии отменять только отдельные положения санкционного режима.
Как установил конгресс, американское эмбарго против Кубы может быть снято только в том случае, если будут урегулированы примерно 6 тысяч исков к Кубе примерно на 8 миллиардов долларов. При этом кубинский лидер Рауль Кастро заявил, что США должны Гаване больше 300 миллиардов долларов в уплату ущерба от полувекового торгового эмбарго.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников