В этих условиях варшавская встреча имеет высокие шансы повторить судьбу уэльского саммита НАТО, прошедшего в 2014 году и ставшего заметной вехой в охлаждении отношений России и альянса. Однако, по мнению экспертов, этот сценарий не безальтернативен, стороны все-таки могут не сорваться в еще большую конфронтацию.
Разрыв надолго?
В ответ в Минобороны РФ заявили, что такое решение альянса обнуляет результаты многолетней совместной работы, и отозвали в Москву для консультаций главного военного представителя России при НАТО Валерия Евневича.
Сотрудничество НАТО с Россией приостанавливается не в первый раз. Было такое, например, после событий в Грузии в 2008 году. Но тогда заморозка отношений длилась менее года, а сейчас ситуация не сдвигается с мертвой точки уже более двух лет. Формально проходят заседания Совета Россия–НАТО на уровне послов, генсек альянса встречается с главой российского МИД Сергеем Лавровым, но к взаимопониманию прийти не удается.
НАТО идет на восток
Весной 2014 года НАТО начала принимать так называемые меры "повышения уверенности" союзников, граничащих с Россией. Была усилена миссия воздушного патрулирования стран Балтии, в регионе активизировались самолеты альянса, возросло присутствие НАТО в Черном море. На саммите в Уэльсе в сентябре 2014 года был принят план, включающий создание передовой группы Сил реагирования, оперативных баз для их приема, обеспечения и командования и присутствие сухопутных, воздушных и морских сил стран-членов на восточных рубежах НАТО на основе ротации. Позже альянс увеличил эти силы до 40 тысяч военнослужащих, включил в них воздушный и военно-морской компоненты, создал группу повышенной готовности. Были приняты решения о создании штабных ячеек альянса в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии и Словакии.
Российская сторона смотрит на это совсем по-другому. В Москве неоднократно отмечали, что не видят разницы между непрерывной ротацией и размещением сил на постоянной основе, что запрещено Основополагающим актом Россия–НАТО, определяющим отношения между РФ и альянсом. А если так, то без ответа это не останется. Министр обороны России Сергей Шойгу, в частности, заявил в мае этого года, что для противодействия наращиванию сил НАТО у российских границ в Западном военном округе будут созданы две, а в Южном – одна новая дивизия.
Против кого ПРО?
Серьезное беспокойство у российской стороны вызывает и создаваемая НАТО система противоракетной обороны (ПРО).
При этом НАТО и США не перестают утверждать, что создаваемая ЕвроПРО никак не угрожает России и не направлена против ее потенциала стратегического сдерживания. Генсек альянса подчеркивает, что российские межконтинентальные баллистические ракеты невозможно сбить с помощью перехватчиков, расположенных в Румынии и в Польше.
Однако российская сторона считает неубедительными подобные заверения. Как заявлял постпред РФ при НАТО Александр Грушко, размещение объектов ПРО в Румынии и Польше является проявлением общей активности НАТО на восточном направлении, "в результате которой военная инфраструктура приближается к российским рубежам". Кроме того, российская сторона указывала, что на объектах Aegis развертываются универсальные пусковые установки "Мк-41", способные запускать ракеты средней дальности, что серьезно подрывает договор о РСМД.
Кому еще НАТО
В декабре 2015 года министры обороны стран-членов НАТО пригласили Черногорию присоединиться к альянсу, а на встрече в мае 2016 года был подписан протокол о вступлении. Страна получила статус наблюдателя, и после ратификации документа всеми участниками НАТО, то есть примерно в течение года, Черногория может стать полноправным членом альянса.
В Москве назвали процесс втягивания этой балканской страны в альянс искусственным и ошибочным. Более того, в МИД РФ предупредили, что подписание НАТО протокола о вступлении Черногории затрагивает интересы России и вынуждает к соответствующей реакции.
Рассматриваются также кандидатуры Грузии, Боснии и Герцеговины, Македонии. Последняя присоединилась к плану действий по членству в альянсе одновременно с черногорцами — в 2009 году, а в 2010-м это сделала Босния и Герцеговина. Грузия до сих пор не приглашена к участию в этом процессе, хотя на саммите в Уэльсе альянс принял существенный пакет мер сотрудничества НАТО с грузинской стороной, а позже открыл в Тбилиси тренировочный центр.
Помощь Украине
В Варшаве, как ожидается, лидеры стран НАТО одобрят пакет всеобъемлющей помощи Украине. Он объединит все меры, которые альянс уже принимает для поддержки украинских силовиков, в том числе консультативную помощь по созданию структур безопасности, использование целевых фондов, в частности по тыловому обеспечению, противодействию самодельным взрывным устройствам и медицинской реабилитации. Советники альянса помогут также создать более эффективные структуры обороны и безопасности страны.
В Москве считают, что подобными действиями НАТО поощряет Киев саботировать минские соглашения. По словам Александра Грушко, поддержка со стороны альянса подпитывает на Украине надежды на военное решение конфликта. Российская сторона также обеспокоена переброской подготовленных инструкторами из США, Канады и других стран НАТО подразделений Вооруженных сил Украины к линии соприкосновения на востоке страны.
Непрозрачное воздушное пространство
Российская сторона, в свою очередь, утверждает, что полеты самолетов ВКС в международном воздушном пространстве никакой опасности не представляют. А вот действия западной авиации Москву беспокоят. В мае российское министерство обороны заявило, что американские самолеты-разведчики почти ежедневно совершают полеты у восточных границ РФ, иногда создавая реальную угрозу для пассажирских авиалайнеров. В связи с этим Грушко заявил, что для предотвращения опасных инцидентов в воздухе НАТО следует отказаться от провоцирующей военной деятельности вблизи российских границ.
В целом, и российская сторона, и НАТО признают, что сокращать риски и повышать прозрачность действий надо. Существенную роль в этом должно играть взаимодействие представителей силовых структур. Однако контакты между военными РФ и альянса на уровне Совета Россия – НАТО были заморожены вместе с прекращением практического сотрудничества. И пока стороны лишь обвиняют друг друга в нежелании его возобновлять.
Не обречены на конфронтацию
"Это возможно. Но это не значит, что мы на это обречены. Во-первых, эти контингенты относительно небольшие. Они скорее символические, чем реальные. Конечно, ни малейшей угрозы военного нападения на Россию из стран Балтии или Польши эти четыре батальона не представляют. Политически для России это крайне неприятно, но в военном отношении говорить о какой-то угрозе необоснованно. У России имеются гораздо более мощные силы", — сказал он в беседе с РИА Новости.
По словам эксперта, проблема в том, что и Россия, и НАТО, наращивая свои контингенты, не могут понять причин действий друг друга. "Мы говорим мимо друг друга. Россия говорит: "Конечно, мы намного сильнее, но мы же на своей территории это делаем, а вы – на территории, прилегающей к нашим границам". А НАТО говорит: "Да, вы делаете это на своей территории, но это близко к нашим союзникам, которые чувствуют угрозу", — отметил Арбатов.
Он подчеркнул, что между сторонами существует глубокое недопонимание, но оно может решаться путем переговоров и взаимных мер по ограничению, снижению эскалации. "Если такие меры будут приняты, то, может быть, после варшавского саммита не начнется период еще большей конфронтации", — отметил эксперт.
Он напомнил, что за последнее время Россия выдвинула ряд инициатив по деэскалации ситуации в Европе, заявления об этом делались, в том числе, на самом высшем уровне.
"Так что мы сейчас находимся на очередной развилке. Саммит НАТО примет решения, которые явно для России будут неприятны. Но если Россия проявит сдержанность и мудрость, то, я думаю, путем последующих переговоров на таких форумах, как Совет Россия-НАТО, можно будет ограничить рост напряженности, договориться перестать друг друга пугать и начать снижение конфронтации, которая возвращает нас к худшим временам "холодной войны", — заключил Арбатов.