В материалах отмечается, что сейчас в целом инвесторы не проявляют большого интереса к финансированию российских проектов в золотодобывающем секторе, при этом многие из них недооценены. В результате цены активов для сделок M&A остаются на низком уровне. В 2015 году на рынке было заключено только 11 подобных сделок, но они не имели значительных объемов.
Между тем, такой низкий порог для входа в высокомаржинальную отрасль может в ближайшее время обострить интерес отечественных, а также давно работающих в России иностранных инвесторов и привести к быстрому возобновлению активности в сфере слияний и поглощений. Результатом этого будет неизбежная консолидация в отрасли, необходимая для сохранения ее конкурентных позиций.
Согласно опросу 14 компаний (доля в российской добыче золота за 2015 год составила около 56%), проведенному EY, в прошлом году лишь 7% респондентов рассматривали приобретение других игроков как возможный вариант развития, в то время как в 2016 году уже 36% отметили данную задачу как приоритетную. Также первоочередным в рамках инвестирования стало введение в действие новых производственных мощностей, сместив на второй план повышение эффективности существующих.
Кто станет инвестором?
"Сегодня наблюдается две противоположные тенденции. Первая — усталость текущих акционеров от золотодобывающих активов, желание от них избавиться. Делистинги, которые начались, будут продолжаться, и это первый шаг к тому, чтобы облегчить сделки. Одновременно заметна тенденция прихода новых людей, что связано с процессом деофшоризации. Те бизнесмены, которые возвращают в страну капиталы, задумываются, куда их направить. Потенциальные инвесторы проявляют интерес к золотодобывающей отрасли", — сказал Кашуба.
Между тем он отметил, что ожидавшийся приток прямых инвестиций из Китая относительно покупки долей в российских компаниях пока не был реализован.
"Китайцы добросовестно отработали нашу минерально-сырьевую базу, нормативно-правовую. Их все это очень интересует. Они готовятся серьезно и качественно. Я уверен, что два года подготовки, которые мы затратили, не пройдут даром и будет определенное ускорение. Сегодня цели китайские проработаны. Переговорный процесс продолжается, все ищут форму партнерства. Китайцы движутся медленно, но это произойдет", — сказал Кашуба.
Он отметил также, что текущий интерес со стороны западных инвесторов к приобретению золотодобывающих активов в РФ, несмотря на высокие показатели доходности отрасли, остается на минимальном уровне. "Западные инвесторы не шли в Россию достаточно давно. Россия не была в моде в последние годы по ряду причин", — пояснил Кашуба.
Глава Союза золотопромышленников также высказал мнение о необходимости проведения консолидации в отрасли, которая пока, напротив, сегментируется. Общее количество золотодобывающих предприятий в РФ за прошлый год увеличилось до 475 с 452 штук.
Цена в помощь
По мнению экспертов EY, возможный рост инвестиционной привлекательности российской золотодобывающей отрасли также будет связан с увеличением мировой цены на золото, которая выросла в первом квартале 2016 года на 12%, достигнув 1255 долларов за унцию, тогда как курс рубля к доллару укрепился не так значительно. На сегодняшний день котировки золота составляют около 1270 долларов за унцию.
Согласно консенсус-прогнозу аналитиков инвестиционных банков, средняя стоимость золота в 2016 году может составить около 1200 долларов за унцию, а в 2017 и 2018 годах — порядка 1220 и 1250 долларов, соответственно. В 2019 году ожидается снижение цены до уровня 2017 года.
Вместе с тем, 65% опрошенных компанией EY считают, что курс рубля на начало 2016 года и цена на золото в диапазоне 1100-1200 долларов за унцию могут обеспечить устойчивое развитие золотодобывающей отрасли в РФ. Тогда как по данным прошлогоднего исследования большинство высказались за показатель от 1300 долларов и выше.
Согласно ожиданиям Союза золотопромышленников России, который пока не меняет свой консервативный прогноз, средняя цена золота в текущем году составит 1100 долларов за унцию, хотя, как отметил Кашуба, факторы для роста этого показателя наблюдаются.