Министр транспорта Крыма Андрей Безсалов в преддверии третьего Крымского транспортного форума рассказал в интервью РИА Новости о перспективах дорожного строительства на полуострове, о динамике грузоперевозок через порты Крыма и о том, что мешает современным комфортабельным автобусам выйти на городские маршруты крымских городов.
— Какова динамика загрузки крымских портов в текущем году?
— На сегодняшний день мощности портов Крыма (филиалов ГУП РК "Крымские морские порты") задействованы не более чем на 25%. Падение грузопотока произошло из-за прекращения транзита через Украину, отчасти этому способствовали санкции. Прекратилась перевалка прежде всего экспортно-импортных грузов. Единственным способом доставки грузов в Крым является морское сообщение между портами Краснодарского края и портами Крыма. Данные грузы приходят исключительно для нужд внутреннего рынка, что не позволяет портам задействовать свои мощности в полном объеме для раскрытия их транзитного потенциала.
Если в 2013 году объем грузопереработки составлял 6,293 миллиона тонн, то в 2014 году он снизился до 3,293 миллиона тонн, а в 2015 году — снова вырос до 4,804 миллиона тонн. Причина роста — увеличение объема паромных перевозок, доля которых превысила 50% от общего объема грузооборота портов.
Из-за низких тарифов на паромные перевозки и удобства короткого перехода между портом "Керчь" и портом "Кавказ" большинство товаров поступает в Крым автотранспортом через паромную переправу. Порты Керчи, Феодосии, Ялты, Евпатории задействованы для перевалки больших партий инертных грузов, которые невыгодно возить в автомашинах.
Во втором полугодии 2016 года мы ожидаем роста завоза инертных материалов, необходимых для реализации проектов в сфере строительства, предусмотренных федеральной целевой программой по развитию Крыма. Постепенно растет объем перевалки промышленно-строительных грузов, что отражает рост экономики Крыма.
— Развитие морских пассажирских перевозок напрямую зависит от припортовой инфраструктуры, которая в Крыму последние 20 лет не развивалась. Каковы в этой связи перспективы "белого" флота?
— Строительно-монтажные работы по реконструкции причалов должны начаться уже в этом году в портах Керчи и Евпатории. Реконструкция будет продолжаться в рамках федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя (ФЦП) до 2020г, наибольшие объемы работ приходятся на 2017-2019 годы. Сейчас идут проектные работы.
Будут восстановлены 27 гидротехнических сооружений (причалы, берегоукрепления) в 12 портопунктах Большой Ялты, большие объемы работ предусмотрены для причалов в Керчи, Феодосии, Евпатории. Всего в Крыму на эти цели в ФЦП запланировано почти 5 миллиардов рублей.
Восстановление причалов создаст предпосылки для организации пассажирских перевозок вдоль крымского побережья, а также между Крымом и портами Азово-Черноморского бассейна.
— Строительство нового терминала аэропорта в Симферополе потребует реконструкции подводящих к нему путей. Рядом со стройкой, под используемой сейчас взлетно-посадочной полосой (ВПП) находится тоннель для трассы Симферополь-Евпатория. Будет ли изменена схема движения на этом участке из-за возросшего потока машин?
— Тоннель, о котором идет речь, находится на балансе службы автодорог Крыма. В прошлом году служба провела его предварительное обследование, тоннель находится в исправном состоянии. В этом году прошел конкурс на определение подрядчика, который проведет глубокое инструментальное обследование тоннеля в соответствие с нормативными документами. Это позволит дать официальное заключение о пригодности тоннеля к дальнейшей эксплуатации.
Дело в том, что тоннель существенно ограничивает пропускную способность дороги в целом. Его габариты и элементы обустройства не соответствуют российским нормативам. Рассматриваются два варианта технического решения этой задачи. Первый вариант — реконструкция тоннеля. Второй вариант — создание объезда взлетно-посадочной полосы с южной стороны. Финансовое обеспечение каждого варианта возможно в рамках ФЦП развития Крыма.
— В чем особенности этих вариантов?
— Реконструкция тоннеля под действующей ВПП аэропорта — это, по сути, строительство нового тоннеля. Мероприятие технически осуществимое, но дорогое и достаточно рискованное в условиях действующего аэропорта. По предварительным данным, только реконструкция тоннеля обойдется в сумму более 5 миллиардов рублей. В этом варианте, помимо реконструкции собственно тоннеля, пришлось бы делать несколько сложных и дорогостоящих автомобильных развязок для организации движения по нескольким сопряженным направлениям. Получается достаточно сложный транспортный узел. В этом варианте большой проблемой представляется выкуп частных земельных участков и возможное расселение жителей в зоне строительства автомобильных развязок.
Второй вариант — южный обход — красивое, технически несложное и сравнительно недорогое решение. Вариант позволяет уйти от расселения жителей и обеспечивает увеличение пропускной способности дороги. Обход позволит не использовать существующий тоннель для движения транспорта. И наконец обход позволит полностью обеспечить транспортную безопасность.
Немаловажно, что, по предварительным данным, строительство дороги в обход аэропорта суммарно дешевле на полтора миллиарда рублей варианта реконструкции старой дороги с расширением тоннеля.
Пока об этом можно говорить лишь предварительно, так как документация по планировке территории в процессе разработки.
— Паспортизация дорог Крыма — что сделано и что предстоит сделать?
— Работа по паспортизации идет и предстоит огромная. Впереди — паспортизация всех республиканских и муниципальных дорог, включая искусственные сооружения.
Еще один важный аспект — установление придорожных полос. Это сложная задача, так как в Крыму никогда не применялось это понятие. По российскому закону о дорогах у каждой категории дороги должна быть придорожная полоса определенной ширины — от 25 до 150 метров в каждую сторону. Эти полосы предназначены для обеспечения безопасности, развития сервиса, реконструкции дорог. Любое строительство в этой зоне должно происходить с согласия службы автодорог. Но для этого эти зоны необходимо установить юридически. Пока же возле дорог в Крыму выросли целые поселки. Юридическое установление границ придорожных полос не означает сноса существующих построек. Это лишь легализация существующих де-факто отношений для создания основы взаимодействия сторон в будущем.
— Какова ситуация с работой экологического вида транспорта полуострова — троллейбусов?
— Госпредприятие "Крымтроллейбус" будет существовать, несмотря на плановую убыточность, это самое главное. Троллейбусы — это бесшумность, экологичность, доступность для малоимущих и маломобильных слоев населения. Кроме того, этот транспорт использует альтернативный источник энергии.
Предприятие нуждается в субсидиях для погашения разницы между существующими тарифами и экономически обоснованными. Средства на компенсацию будут закладываться каждый год в бюджет республики. Тариф на проезд будет повышаться, но постепенно и плавно с учетом инфляции. Экономически обоснованный уровень в это году — порядка 20 рублей. Сейчас стоимость проезда в городе 10 рублей.
На прошлой неделе в Крым поступил девятый троллейбус из 111 штук, которые закуплены в рамках лизинга с государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Троллейбусы будут трех типов: городские, 40 трассовых машин (для междугородней горной трассы Симферополь-Алушта-Ялта) и с автономным ходом (27 машин). Последний тип троллейбусов будет использоваться на двух участках в Симферополе, где нет контактной сети. Запас хода без электроэнергии составляет до 20 километров.
— Какова динамика замены старого подвижного состава городских и междугородних автобусов?
— Партия из 110 низкопольных автобусов российского производства, работающих на сжатом метане (газомоторное топливо), в Крыму уже с начала года, они закуплены также по программе с ГТЛК. В том, что автобусы до сих пор не вышли на линии городских маршрутов Симферополя и Керчи, есть несколько причин.
Иногда говорят, что автобусы слишком дорогие из-за якобы ненужной комплектации. Высказывались даже предложения купить партии "Богданов" и "Эталонов" (автобусы украинского производства, которые до сих пор работают на маршрутах городов Крыма, имеют простую комплектацию и не оснащены элементарными средствами безопасности — ред.). Покупать то, что не соответствует российскому законодательству, мы не будем.
Должны работать тахографы, аппаратура ГЛОНАС, камеры видеонаблюдения, ремни безопасности. Были нарекания, что мы предусмотрели в автобусах кондиционеры. Но это было одним из важных требований при общественном обсуждении в 2015 году комплектации автобусов. Требование комфортной температуры в салоне содержится в типовых технических требованиях к автобусам. Я уверен, крымчане оценят эту опцию. Все это увеличило их стоимость на 20-25%. Но эти расходы предусмотрены нормативными российскими требованиями к общественному автотранспорту.
— Так в чем причины того, что такие удобные и современные автобусы до сих пор простаивают, а крымчане вынуждены ездить в неприспособленном общественном транспорте?
— Главное — неготовность муниципальных властей к работе в российском правовом поле. Например, пришлось долго обсуждать формы договоров, проблемы налогового учета и способов погашения лизинговых платежей. Усилия последних недель направлены на доведение субсидии муниципалитетам Симферополя и Керчи. Нами предлагалось создать республиканское автотранспортное предприятие Минтранса для управления и обслуживания новой техники, пока этого решения нет. Выяснилось, что существующая схема работы общественного транспорта в городах всех устраивает. Возможно, со временем ситуация изменится.
— Когда будет решена одна из самых наболевших проблем Симферополя и других городов Крыма — качественное и гарантированное обслуживание пассажиров, которые пользуются маршрутным транспортом?
— Буквально на днях подписан республиканский закон о пассажирских перевозках, который разработан в развитие Федерального закона № 220, со дня на день он вступит в силу. Мы сейчас срочно готовим пакет документов для проведения конкурсов на право работы на определенном маршруте. Это самая сильная, радикальная мера, она позволит нам навести порядок в этой отрасли. Уберет нелегалов и нарушителей. Суть — победитель определяется с помощью системы четких публичных требований и количественных критериев. Если работа перевозчика не соответствует условиям конкурса, то он лишается права работать на маршруте. Это дает нам юридическую основу для взаимодействия с перевозчиками, которой пока не было. В 2015 году мы выявили массу нарушений по десяткам перевозчиков, но договор смогли расторгнуть только с одним — существовавшая нормативная база практически лишала нас полномочий. Существовавшее разрешение на работу перевозчика — это просто бумажка, в выдаче которой практически невозможно отказать. Наказать перевозчика за нарушения было сложно.
— Кто ответственен за обустройство автостанций, которые в курортном Крыму пока только отпугивают отдыхающих своим видом и набором предлагаемых услуг?
— Станции находятся в ведении ГУП "Крымавтотранс", которое не имеет ни одной единицы техники и сейчас занято финансовым оздоровлением предприятия. Еще продолжаются суды с бывшими владельцами, уже пройдено две инстанции. Мы понимаем, какие внутренние проблемы есть у предприятия. В прошлом году оно выжило и даже заплатило в бюджет около 7 миллионов рублей чистой прибыли — половину того, что заработало. В этом году ситуация не улучшилась, она связана с управленческими проблемами. Есть понимание того, как исправить ситуацию. Мы разработали совместно с ассоциацией автоперевозчиков план действий, уверены, что его выполним.
Сегодня мы завершаем внедрение информационной системы учета и продажи билетов на междугородние рейсы, в прошлом году она работала в упрощенном режиме. В тот период нам пришлось аврально вводить ее в работу, так как серверы системы находились в Украине. Мы оперативно наладили систему, в сезон в ней продавалось до 70 тысяч билетов в сутки. Сейчас стоит задача расширить сеть пунктов продажи, в том числе создать кассы в аэропорту, вблизи автомобильных пунктов пропуска и другое.