Шестое воскресенье после Пасхи — "о слепом"
Название этому воскресенью дал отрывок из Евангелия от Иоанна, который в этот день читается в церкви во время литургии — в нем рассказывается о чудесном исцелении Иисусом слепорожденного (Ин. 9:1-38).
Спаситель, проходя мимо слепца, известного всему Иерусалиму, не спрашивая его ни о чем, даже о его вере, исцелил его. Слепой прозрел, но фарисеи тут же стали допытываться, кто сотворил ему это великое благо, а узнав, придираться, обвиняя Иисуса, что Он сделал это в субботу, и обвинять Его во грехе. Но прозревший упрямо твердил: "Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего", и фарисеи "изгнали его вон" — отлучили от синагоги, от всего израильского общества, по сути, лишили всех прав: никто по иудейским законам отныне не мог с ним общаться, помогать ему, жить вместе с ним, даже отец и мать отказались от него.
И тогда Спаситель нашел его и сказал: "Ты веруешь ли в Сына Божия?", а на вопрос: "А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?", ответил: "И видел ты Его, и Он говорит с тобою". И никаких больше доказательств слепорожденному было не нужно — он поклонился Ему как Богу и сказал: "Верую, Господи".
Но почему Иисус исцелил именно его, а не всю толпу таких же несчастных, увечных, больных, которые стояли рядом с ним? По-человечески, это несправедливо.
На Тайной вечере Он сказал ученикам: "Я избрал вас от мира", а потом молился: "Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал". Кто же они? Среди них были и нищие и богатые, и мудрецы, и простаки, и ученые и неучи. Слепорожденного Он исцелил даже без его веры.
Апостол Павел в одном из посланий: "Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20). Церковь говорит об избранных как о величайшей милости Божией к грешному человеку, но и предупреждает, что и избранные, к несчастью, могут уподобиться Иуде, стать отступниками, в которых когда-то жил Христос, а потом они Его предали и распяли.
Преподобная Евфросиния Полоцкая
Эта инокиня-просветительница, дочь Витебского князя Святослава Всеславича, родилась в самом начале XII века. В 12 лет она против воли отца приняла монашеский постриг и по благословению духовника поселилась в келье рядом с полоцким Софийским собором, в котором была большая библиотека. Одним из ее послушаний стало переписывание книг.
Это была нелегкая физическая работа, не даром ей тогда занимались исключительно мужчины: переписчик писал не на столе, а на ладони левой руки, упираясь локтем в колено, на пергаменте уставом — крупным и прямым, без наклона; каждая буква отделялась от соседней.
Переписчик должен был не только хорошо знать грамматику, но и иметь художественные способности, так как начальные буквы и заголовки разделов надо было оформлять животным или растительным орнаментом. Кроме того книги часто украшались миниатюрами. За день переписывали не больше четырех страниц.
Со временем в двух верстах от Полоцка Евфросиния основала Свято-Спасский женский монастырь и стала его игуменьей, своим примером вдохновив на постриг кровных сестер.
Ее стараниями были созданы иконописная и ювелирная мастерские, а в 1161 году она заказала местному мастеру Лазарю Богше напрестольный крест с реликвиями — Крест Евфросинии Полоцкой, — который стал белорусской национальной святыней и памятником старобелорусской письменности.
В конце жизни, передав игуменство сестре, Евфросиния отправилась в паломничество — сначала в Константинополь, а потом в Иерусалим, где успела поклониться только Гробу Господню и, заболев, меньше чем через месяц, 23 мая (5 июня по новому стилю) 1167 года, умерла.
Похоронили ее, как она и завещала, в храме Пресвятой Богородицы в монастыре святого Феодосия Великого, но после захвата города мусульманами в 1187 году ее останки перенесли и захоронили в Феодосиевой пещере Киево-Печерской лавры. В 1910 году, по просьбе жителей Полоцка, их торжественно перенесли на родину святой и поместили в кипарисовой раке в Спасском соборе Спасо-Ефросиньевского монастыря.
В 20-е годы XX века эта рака исчезла, а мощи святой были отосланы на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в экспозицию Витебского краеведческого музея. Только после освобождения города от немецкой оккупации в 1943 году их вернули в Спасо-Евфросиньевский монастырь, где они остаются и поныне.
Евфросиния Полоцкая стала первой женщиной, причисленной к лику святых на территории Белоруссии — ее церковное почитание началось уже в конце XII веке. А в начале ХХ века появились сведения о канонизации ее папой римским Григорием X на Втором Лионском соборе в 1274 году. И хотя документального подтверждения этому не нашлось, Евфросинию Полоцкую по традиции признают святой и католическая, и униатская церкви. А православные храмы во имя Евфросинии Полоцкой есть в Лондоне, Саус-Ривер близ Нью-Йорка и в Торонто.