ПАРИЖ, 1 июн — РИА Новости, Виктория Иванова. Первый день бессрочной забастовки железнодорожников во Франции привел к отмене сотен поездов в разные уголки страны, однако серьезных волнений пассажиров не ощущается — люди просто смиренно ждут возможности уехать к пункту назначения и корректируют планы. В их числе оказалась и корреспондент РИА Новости, которая попыталась уехать из Парижа.
Забастовка SNCF — Французских железных дорог — началась вечером во вторник по призыву трех крупных профсоюзов CGT, SUD и UNSA. Акция железнодорожников связана с недовольством реформы трудового законодательства, "продавленной" властями страны в начале мая. Напряженность и оживленные споры, вызванные реформой, не стихают третий месяц и вызывают многочисленные акции протеста, забастовки и шествия.
Предложенная правительством Мануэля Вальса либерализация трудового законодательства должна способствовать созданию рабочих мест во Франции, однако законопроект содержит ряд крайне непопулярных "слева" мер, которые позволяют увеличить продолжительность рабочего дня на предприятиях и упрощают процедуру увольнения работников.
Со всех вокзалов поезда не ходят в дальние края
Путешествие заранее спланировать не удалось, поэтому билеты пришлось покупать накануне поездки. Выбор времени отправления оказался сильно ограничен: из скоростных поездов TGV в нужном направлении — на юг — отправляются примерно 40% составов. Но найти возможность уехать все же можно — многие французы прислушались к совету SNCF и отменили свои поездки.
На парижском вокзале Сен-Лазар вскоре после обеда царила вполне спокойная обстановка. Как обычно бывает на вокзалах: куда-то спешат опаздывающие, пьют чай те, кто приехал заранее, на стоящем у стены пианино играет какой-то юноша. Агрессии и беспокойства нет — люди слишком хорошо понимают причину забастовки и даже поддерживают её, несмотря на неудобства.
"Конечно, не очень удобно было утром добираться на работу — мой привычный поезд отменили. Но вы понимаете, сейчас такая ситуация, что все средства хороши. Этот закон никуда не годится, и если забастовка поможет его избежать — пусть бастуют", — говорит изучающая табло женщина.
Аналогично не чувствуется никакой исключительной ситуации и на Лионском вокзале — об отмене поездов пассажиры узнают заранее на сайте в Интернете или с помощью мобильного приложения. На помощь тем, кто не может разобраться самостоятельно, приходят сотрудники вокзала — их, одетых в красные жилеты и фуражки, на вокзалах действительно много.
"Да, сегодня работы больше, чем обычно — приходится помогать и подсказывать, но каких-то серьезных проблем это не доставляет", — отмечает один из сотрудников.
Причина остановки
Масштабные акции протеста против реформы трудового законодательства продолжаются во Франции третий месяц — к забастовкам присоединяются работники АЭС, железных дорог, аэропортов и множества других компаний. Люди участвуют в уличных акциях протеста, которые часто сопровождаются беспорядками и стычками с полицией.
Руководство Франции, понимая, что принять закон о реформе трудового законодательства традиционным путем не удастся, прибегло к статье 49.3 конституции страны, согласно которой премьер-министр, будучи уверенным в необходимости принятия закона, своей властью проводит документ через парламент без прений и голосования.
Сколько продлится забастовка железнодорожников, пока не знает никто. Зато известно, кто будет бастовать следующим — пилоты авиакомпании Air France, которые запланировали свою акцию на конец следующей недели. Их забастовка продлится от двух до четырёх дней. Как раз на следующей неделе — 10 июня — во Франции стартует Чемпионат Европы по футболу, и те, кто приедет на него из-за границы могут столкнуться с некоторыми трудностями, масштаб которых пока оценить сложно. Вопрос о том, у кого хватит терпения на больший срок — у властей или народа — остаётся открытым.