Начало лета в австрийской столице ознаменовано несколькими крупными встречами членов интернациональных организаций, базирующихся в Вене. Накануне очередной встречи министров стран-членов ОПЕК и предстоящего полугодового заседания Совета Управляющих МАГАТЭ российский постоянный представитель при международных организациях в Вене Владимир Воронков рассказал РИА Новости о планах, проектах и ожиданиях от запланированных на начало июня мероприятий. Беседовала корреспондент РИА Новости в Вене Мария Гусарова.
— Владимир Иванович, первой по времени будет 169-я сессия ОПЕК, она предстоит уже 2 июня. На прошедшем аналогичном мероприятии обсуждалась возможность изменения квоты на добычу нефти, а затем, с января, шли переговоры по поводу заморозки цен на нее. Будут ли эти же темы обсуждаться на предстоящем мероприятии?
— В таком случае что же будет обсуждаться на предстоящей встрече членов картеля?
— Что касается самого заседания, то им предстоят выборы нового генсекретаря. Нынешний генеральный секретарь Абдалла Салем Аль-Бадри был назначен на прошлом заседании в декабре до летней министерской встречи в качестве исполнительного секретаря, и уже должна быть согласована кандидатура следующего генсекретаря.
Ранее источник РИА Новости в одной из делегаций сообщал о том, что наиболее вероятным кандидатом на этот пост считается министр энергии и топливных ресурсов Индонезии Судирман Саид. При этом, по информации издания Wall Street Journal, Нигерия со своей стороны предлагает бывшего исполняющего обязанности картеля Мухаммеда Баркиндо. При этом последние два года президентами ОПЕК были главы министерства нефти Нигерии Диезани Аллисон-Мадуэке и Эммануэль Ибе Качикву. Кроме того, Венесуэла также выдвигает кандидата Али Родригеса, бывшего представителя Латинской Америки в организации.
— Россия не является членом ОПЕК, но традиционно представители страны присутствуют на сессиях организации. Как это происходит? Стране высылается какое-то приглашение?
— Нет, приглашений на такие встречи не бывает. Если есть заинтересованность у той или иной стороны, у которой развитый диалог с ОПЕК, приехать, то она обращается в секретариат и эти встречи организуются. Но какого-то отдельного приглашения не предусмотрено.
— Да, приедет человек, но на уровне директора департамента. То есть представительство будет, но не на уровне руководства министерства.
— Ожидаются ли уже сейчас какие-то двухсторонние переговоры?
— На данный момент неизвестно, будут ли проведены какие-то двухсторонние встречи. Полагаю, что с секретариатом представитель РФ обязательно пообщается, но возможны и какие-то разговоры с представителями других делегаций, с которыми есть конкретные темы для обсуждения.
— Располагаете ли вы информацией о том, обсуждается ли возобновление энергодиалога России и ЕС?
— Хочется напомнить, что недавно президент РФ Владимир Путин сказал, что никакого энергодиалога нет. То есть мы готовы к его возобновлению, но все зависит от готовности Евросоюза его продолжить.
— И пока никаких сигналов его возобновить не поступает?
— Насколько я понимаю, нет.
— Также в начале июня намечено заседание совета управляющих МАГАТЭ. Когда оно будет и что в первую очередь планируется там обсудить?
— С 6 по 10 июня состоится полугодовой совет управляющих. Будет обсужден доклад по Ирану, который только что появился, но я бы назвал его спокойным. То есть никаких сенсаций не будет. В документе зафиксировано успешное продвижение вперед по пути имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий. Будут отмечены наиболее чувствительные моменты по производству тяжелой воды. Там все в норме, превышений нет, все находится в рамках СВПД. Равно как и по низкообогащенному урану тоже в норме. То есть ожидается обычный вывод примерно с теми же оценками, что и в первом докладе о том, что имплементация СВПД идет в штатном режиме.
— Но это же хорошо?
— Это очень хорошо. Это сама по себе индикация того, что документ, который был принят летом прошлого года, абсолютно работоспособный. И что с трех сторон, я имею в виду, со стороны "шестерки" международных переговорщиков, МАГАТЭ и Ирана, есть понимание, как двигаться вперед, чтобы все ближе подходить к тому дню, когда государство полностью выполнит эти соглашения и появится расширенное заключение об отсутствии переключения материалов на незаявленную деятельность.
— Вы говорили о чувствительных моментах по поводу тяжелой воды. По СВПД у Ирана не может быть больше 130 тонн такой воды, но производство не прекращается. Им же нужно её куда-то передавать.
— Есть еще одна страна, ядерная деятельность которой не может не беспокоить МАГАТЭ, — Северная Корея. Планируется ли обсудить положение в этой стране на предстоящем заседании?
— Там никаких подвижек нет, Северная Корея не выходит на контакт с МАГАТЭ с тем, чтобы восстановить наблюдение за их ядерной программой. МАГАТЭ готово со своей стороны направить инспекторов, когда к этому будет готова КНДР. Так что также будет заявление и по этому поводу, но вновь — ничего сенсационного не будет.