Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня"
На территории бывшей фабрики "Большевик" 28 мая для широкой публики открывается уникальный Музей русского импрессионизма. Здесь любителей импрессионизма ждут не Моне и Мане, а Серов и Кустодиев. Мы выбрали 10 знаковых работ собрания.
Василий Поленов, "В Крыму"
Постоянная экспозиция нового частного Музея русского импрессионизма (МРИ) состоит из 70 картин выдающихся мастеров конца XIX — начала XX века. Однако, по словам директора нового выставочного пространства Юлии Петровой, основой собрания стали именно две работы Поленова: "Конечно, его нельзя назвать импрессионистом в полном смысле этого слова, однако именно Поленов первым рассказал своим ученикам, в том числе Константину Коровину и Валентину Серову, о новых мировых тенденциях".
Валентин Серов, "Окно"
Имя Валентина Серова в этом году стало известно даже тем, кто никогда не интересовался искусством. Очереди на ретроспективу художника в Третьяковской галерее вызвали небывалый ажиотаж. В коллекции МРИ выдающийся портретист представлен картиной "Окно".
В 1887 году художник совершил поездку по Италии и под впечатлением от современной европейской живописи написал по возвращении свою знаменитую "Девочку с персиками".
В картине "Окно", как и в шедевре из Третьяковской галереи, чувствуется особенная свежесть и "трепет жизни", характерные для импрессионизма.
Николай Кузнецов, "Портрет Маруси"
Еще один мастер портретной и пейзажной живописи конца позапрошлого столетия — Николай Кузнецов — представлен в новом музее работой "Портрет Маруси". На полотне изображена любимая дочь художника — знаменитая оперная певица Мария Кузнецова-Бенуа.
В этой трогательной и живой работе можно найти аналогии с женскими портретами Ренуара, а в том, как написана фигура девочки и ее воздушное платье — влияние Дега.
Борис Кустодиев, "Венеция"
Один из самых в прямом смысле ярких живописцев в этом собрании — Борис Кустодиев. Известный широкой публике по "Купчихе за чаем", Кустодиев всегда считался мастером изображения праздничного крестьянского и купеческого быта с его шумными ярмарками, краснощекими девицами в пестрых платках и удалыми молодцами с гармониками.
Тем удивительнее, что "Венеция" Кустодиева по технике похожа на картину Клода Моне "Впечатление", от которой и произошел термин импрессионизм (impression — впечатление). А по глубине красок полотно Кустодиева напоминает "Звездную ночь над Роной" Ван Гога.
Владимир Баранов-Россине, "Дорожка в саду"
В отличие от своих предшественников, тяготевших скорее к передвижничеству и жанровой живописи, Владимир Баранов-Россине прославился как авангардист. Прекрасный рисовальщик и скульптор, он в 1910 году уехал в Париж, где поселился в знаменитом "Улье" вместе с художниками Марком Шагалом, Осипом Цадкиным и Хаимом Сутиным.
После краткого возвращения на родину художник окончательно перебрался во Францию в 1925 году.
К сожалению, роман Баранова-Россине с родиной импрессионизма закончился печально — в разгар Второй мировой войны его арестовало гестапо и отправило в Освенцим, где он и погиб год спустя. В России осталось не так много его картин, поэтому возможность увидеть "Дорожку в саду", безусловно, стоит использовать.
Петр Кончаловский, "Каток "Динамо"
Для тех, кому Петр Кончаловский известен как лауреат Сталинской премии и ордена Трудового Красного Знамени, его связь с импрессионистической традицией может показаться неочевидной.
На самом деле, он проходил учебу в легендарной частной академии художеств Жюлиана в Париже и был прекрасно знаком с техникой уже терявшего на тот момент популярность во Франции направления. Спустя полвека после своего заграничного ученичества Кончаловский написал этот пейзаж советской столицы, используя те же приемы и придавая московскому катку романтические черты ночного Парижа.
Михаил Шемякин, "Девочка в матроске"
Михаил Федорович Шемякин — незаслуженно забытый художник начала ХХ века. Ученик Серова и Коровина, он совершенствовал мастерство в Мюнхене, а также неоднократно совершал творческие поездки в Чехию.
Шемякин был одним из первых последователей передвижников, кто сознательно обратился к импрессионизму. Это хорошо видно по картине 1910 года "Девочка в матроске". Широкие ритмичные мазки и видимость незаконченности придают полотну легкость.
Юрий Пименов, "Мокрые афиши"
Еще один мэтр советской живописи, Юрий Пименов, представлен в основной экспозиции картиной "Мокрые афиши". Это символично: ведь Пименов был выдающимся театральным художником и сценографом. На полуразмытой дождем афише мы видим анонс премьеры спектакля по пьесе Островского "Таланты и поклонники" в театре им. Маяковского.
Арнольд Лаховский, "Город во Франции"
Одновременно с открытием основной экспозиции МРИ представляет и первую временную выставку. Ее героем стал Арнольд Лаховский — талантливый ученик Репина, получивший признание в Европе и США. Нынешняя ретроспектива "Арнольд Лаховский. Очарованный странник" впервые представляет его московской публике.
Кураторы собрали почти пятьдесят его работ из 12 коллекций, стремясь показать все периоды творчества художника. "Город во Франции" — своеобразное посвящение пейзажисту Альфреду Сислею, поклонником которого был Лаховский.
Арнольд Лаховский, "Улица в Пскове"
Картина "Улица в Пскове", напротив, яркий образец именно русского импрессионизма, который отличала национальная специфика — деревенский характер, этюдность и акцент на предметность. По этой работе заметно, что русский импрессионизм тяготел к реализму; в нем меньше динамичности и воздушности, чем во французском первоисточнике и больше материальности и нагруженности смыслами.