СТОКГОЛЬМ, 18 мая – РИА Новости, Людмила Божко. Шведская компания Ocean X Тeam обжаловала отклоненную ранее заявку о предоставлении дайверам исключительного права на подъем российской подлодки "Сом", утонувшей почти 100 лет назад, об обнаружении которой они сообщили в июля 2015 года.
"Ocean X Team продолжает настаивать на своей заявке и что Стокгольмская областная администрация должна предоставить нам исключительное право на подъем, и ходатайствует, чтобы госуправление судоходства отменило решение областной администрации и удовлетворило заявку о предоставлении исключительных прав на подъем затонувшего "Сома", — говорится в жалобе водолазов, предоставленном РИА Новости.
В документе говорится, что дайверы в работе с затонувшей подлодкой сделали все в соответствии со шведскими законами. В частности, сразу же после ее обнаружения в конце июля 2015 года были проинформированы российские и шведские власти – Минобороны РФ и ведомство Вооруженных Сил Швеции. Однако, как поясняют водолазы, российские власти не отреагировали в течение трех месяцев на находку и не сделали они это после напоминания в ноябре. Официальной реакцией из России водолазы считают лишь письмо российского посольства, посланное в конце января 2016 года в адрес Стокгольмской администрации о том, что Россия является законным владельцем подлодки "Сом".
"Затонувшее судно "Сом" пролежало нетронутым в течение почти 100 лет, и ни Российская империя, ни Советский Союз или нынешняя Российская Федерация не предприняли усилия по ее поиску. Не требовали стороны в течение всего этого времени и какого-либо права на владение подлодкой через сообщения в СМИ, в контактах со шведскими властями или каким-либо другим способом", — говорится в документе. Водолазы поясняют, что место, где затонула подлодка, названо в российских архивах, однако попыток ее поиска предпринято не было.
ОТКАЗ В МОНОПОЛЬНОМ ПРАВЕ НА ПОДЪЕМ ПОДЛОДКИ
В самом начале мая 2016 года стало известно, что Стокгольмская областная администрация отклонила заявку шведской компании Ocean X Тeam о предоставлении ей исключительного права на подъем "Сома".
В посольстве РФ, комментируя майское решение Стокгольмской областной администрации, назвали его правильным и подчеркнули, что не должно возникать каких-либо сомнений в том, что собственником подлодки остается РФ, которая не отказывалась от прав на нее.
ШВЕДСКО-РОССИЙСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО "СОМУ"
Девятнадцатого апреля в Стокгольме прошел первый раунд шведско-российских консультаций по вопросу исследования "Сома" с участием представителей посольства РФ, Русского географического общества, МИД Швеции и группы из Ocean X Тeam. Второй раунд консультаций планируется на этой неделе.
В посольстве РФ в Стокгольме считают, что изучение находящегося на дне судна — межгосударственный проект, главными участниками которого являются Минобороны РФ и Служба береговой охраны Швеции, и препятствий для участия в этом проекте других частных сторон нет.
В Швеции об обнаружении подлодки стало известно 27 июля 2015 года, находка стала результатом сотрудничества шведских и российских морских исследователей из Ocean X Тeam и исландской iXplorer ocean research.
Подлодка затонула в мае 1916 года, когда столкнулась со шведским пароходом "Онгерманланд". Вместе с лодкой погиб и ее боевой экипаж — два офицера и 16 нижних чинов. Потомки экипажа проживают сегодня в России, США, Украине и Белоруссии. Историю "Сома" подтвердили после ее обнаружения и военные эксперты Швеции.
Построили субмарину в США в 1901 по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда и назвали Fulton, после передачи подлодки в Россию ее переименовали в "Сом". По ее образцу в России в 1904-1906 годах была построена целая серия подводных лодок.