МОСКВА, 12 мая — РИА Новости. Попытка обязать иностранные компании, владеющие недвижимостью в Великобритании, раскрывать своих реальных владельцев может привести к снижению цен на лондонском рынке недвижимости в ближайшие 2-3 года до 15%, считают эксперты, опрошенные РИА Новости. Среди игроков рынка нет единого мнения по поводу такой инициативы британского премьера Дэвида Кэмерона: одни считают ее громким заявлением, другие желанием остудить "разогретый" рынок.
Возможность остудить
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил на антикоррупционном саммите в Лондоне, который проходит в четверг, что иностранные компании, которые владеют недвижимостью в Великобритании, будут обязаны раскрывать информацию о своих реальных владельцах.
Реакция экспертов зарубежного рынка недвижимости на такую инициативу британского премьера неоднозначна. Одна из позиций, что таким образом он пытается "остудить" разогретый рынок Лондона. В частности, такого мнения придерживается партнер Colliers International Владимир Сергунин.
По его словам, сейчас рынок недвижимости сильно перегрет – цены находятся на пиковом уровне, доходность коммерческой недвижимости составляет 3-4%. По жилью наблюдается похожая ситуация. "Все это очень жестко разогрело рынок – там неадекватно высокая стоимость квадратного метра жилой и коммерческой недвижимости", — говорит эксперт.
Дело в том, объясняет он, что сейчас рынок Великобритании воспринимается большинством иностранных инвесторов – прежде всего из Азии, Ближнего Востока и России – как "инвестиционный рай". Рынок лондонской недвижимости перегрет инвестициями из этих стран – все альтернативные локальные инвестиции с 2000-х годов шли именно сюда.
Впрочем, если доля русских сейчас составляет не больше 5%, особенно учитывая текущую стоимость национальной валюты Великобритании, то Китай и страны Ближнего востока — Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Катар и прочие — разделили лидерство.
"Китайские и арабские деньги не всегда прозрачные и понятные, в том числе и российские деньги, и они, соответственно заходили туда через офшоры", — сказал он. По его словам, ситуация выглядит так, что недвижимость покупается через какие-нибудь кипрские или популярные сейчас панамские компании.
Если иностранные компании, владеющие недвижимостью в Великобритании, обяжут раскрывать своих реальных владельцев, то цены могут упасть. "Это не произойдет единомоментно, но в рамках 2-3 лет, в моем понимании коррекция цен лондонского рынка может составить до 10-15%, что для развитого рынка это очень много", — высказывает точку зрения Сергунин.
Громкий шум
Таким образом, сейчас Кэмерон фактически говорит, давайте покажем, кто реально покупает недвижимость, полагает Сергунин. "С моей точки зрения, это уберет до 30% этих покупателей, которые прятались за офшорами. Это с одной стороны понизит цену, но с другой – отрезвит рынок. И государство четко будет понимать, кто покупает и на какие деньги, и что в недвижимость не сыпятся какие-то офшорные деньги, а идут нормальные капиталы", — говорит он.
Не все эксперты зарубежного рынка недвижимости, опрошенные агентством, верят в идею и актуальность проблемы. Так, к примеру, есть мнение, что это просто громкое заявление британского премьер-министра.
"Ну, безусловно, он на саммите – ему нужно что-то громкое заявить. Но если посмотреть в реальности, то Англия сегодня – одна из самых регулируемых стран в Европе с точки зрения источника происхождения средств", — объясняет свою точку зрения президент компании Gordon Rock Станислав Зингель.
Он обращает внимание, что прежде чем транзакция по покупке недвижимости проходит в Великобритании, английские власти проверяют банки, источник происхождения средств. "То есть уже на протяжении пяти лет любые компании должны показывать источники средств, причем весьма категорично, то есть откуда у той или иной компании взялись деньги", – говорит он.
Мало нового
Для тех, кто на самом деле покупает и инвестирует в английскую недвижимость, ничего не поменяется, продолжает глава Gordon Rock. "Подавляющее большинство сделок чистые. Такие новеллы в законодательство ничего не изменят", — соглашается с коллегой основатель лондонского агентства недвижимости "ЛонГрад" Роман Григорьев.
Между тем, эксперты обращают внимание, что ввиду последних изменений в законодательстве Великобритании, преимущества, связанные с владением через юридические лица, и так были практически полностью устранены.
За последнее время свыше 90% сделок по покупке недвижимости в Великобритании совершаются непосредственно на физлиц, рассказывает управляющий партнер Savills в России Александр Шаталов.
Он не отрицает, что покупка недвижимости в Великобритании на юридических лиц и офшоры действительно была популярной некоторое время назад, новые законы изменили ситуацию.
Так, Шаталов приводит в пример закон, по которому в случае владения недвижимостью через иностранные компании увеличиваются транзакционные издержки и появляется необходимость разово оплачивать гербовый сбор в размере 15%, а также возникают ежегодные налоговые платежи для компании.
Также он напоминает о недавно принятом решении, что наследование долей в иностранной компании, владеющей недвижимостью в Великобритании, будет облагаться налогом на наследование. "Единственное преимущество, которое оставалось до последнего времени — это анонимность при покупке. Но теперь и этот "бастион" пал", — говорит Шаталов.
Чистые "физики"
Активность фигурирования в сделках физических лиц подтверждают, например, данные компании московского офиса Knight Frank. "Из 100% приобретавших через московский офис российских покупателей недвижимости в Лондоне, 95% оформляют объекты на себя, не на компанию", — говорит управляющий партнер Knight Frank Сергей Гипш.
Сергунин не верит в 90%. "Сам знаю много сделок, которые проходят через офшорные компании", — говорит он. Правда эксперт не отрицает, что сделки проходят через физлиц, это попытка оздоровить рынок, и она укладывается в цель Кэмерона.
Так или иначе, по мнению некоторых экспертов ситуация спровоцирована рядом коррупционных скандалов. В том числе речь идет о недавнем "Панамском скандале", была обнародована база данных офшорных компаний, основанная на документах панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, в которой содержатся сведения о более чем 200 тысяч офшорных компаний в 21 стране мира.
"Мы наблюдали ряд скандалов, связанных с уходом от налогов, после которых решение Великобритании усилить контроль по выявлению "нечистых" денег выглядит логичным", — высказывает точку зрения Гипш.