Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Впервые за последние восемь лет жители России стали тратить больше на покупку еды и напитков, чем на остальные товары.
Согласно докладу, в феврале 2016 года доля продовольственных товаров (включая табачные изделия и алкоголь) в структуре розничной торговли достигла 50,1%. Общие объемы розничной торговли продолжают сокращаться второй год подряд. По сравнению с январем-февралем 2014-го они уменьшились на 11,6%. То есть люди в целом стали меньше покупать, и первым делом они отказывают себе в непродовольственных товарах.
Подобное не наблюдалось в России с 2008 года. С мая 2009-го доля продуктов в расходах россиян всегда была меньше, чем доля промтоваров.
Стремление сэкономить сегодня вообще стало массовой адаптационной стратегией (основным способом приспособиться к кризисной экономической ситуации), а не только стратегией бедных, отмечено в докладе. Лишь 3,3% опрошенных нашли себе вторую работу, 12% — разовые подработки, 5% — регулярный приработок. При этом почти каждый четвертый рассчитывает выживать за счет собственного приусадебного хозяйства.
Негативные явления в экономике затронули не только малообеспеченные, но и средние слои населения. Доля россиян, которые вынуждены экономить на товарах и услугах, в марте достигла 89%.
Инфляция виновата
"Продовольственная инфляция в годовом измерении продолжает снижаться, составив по итогам марта 4,9% к соответствующему периоду прошлого года, что является самым низким показателем с сентября 2013-го. Наиболее низкими темпами дорожают плодоовощная продукция, мясо и птица. При этом денег в кармане потребителя по-прежнему не прибавляется — в феврале реальные доходы сократились за 12 месяцев на 7%", — говорит директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов.
По словам аналитика, в удорожании продовольствия сыграли роль не столько продуктовое эмбарго, введенное Россией в отношении стран, которые применили против нее международные санкции, и объявленная следом политика импортозамещения в аграрном секторе, сколько общие инфляционные процессы в экономике страны, вызванные обрушением нефтяных цен и курса рубля.
"Изменение розничных цен продуктов на полках магазинов прежде всего связано с общим уровнем инфляции, а не с ценами на исходное сырье — молоко, мясо, зерно и прочее. В них заложены и цены на энергоносители, и транспортные расходы, и налоги. Пока наша экономика остается интегрированной в мировую, сохраняется зависимость этих цен от мировой рыночной конъюнктуры, от курсов мировых валют", — поясняет Андрей Сизов.
В мониторинговом докладе также отмечено, что из всех видов розничных товаров по итогам первого квартала меньше всего за год подорожало продовольствие — на 6,9%, в том числе продукты, за исключением плодов и овощей — на 8,2%. Тогда как непродовольственные товары повысились в цене на 9,7%.
"Год назад ситуация была обратной: тогда продовольствие с темпом роста 22,4% в целом и 20,1% без плодоовощной составляющей стало драйвером роста цен", — сказано в докладе.
Население беднеет
Уменьшение покупательной способности населения — гораздо более существенный фактор, заставляющий людей сокращать расходы, утверждает Андрей Сизов. Это же отмечают и авторы мониторингового доклада.
"Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов населения и роста бедности. Известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания", — говорится в документе.
В нем, в частности, указано, что в феврале этого года реальные доходы граждан в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизились на 6,9%, реальная зарплата — на 2,6%. Снижение уровня жизни отмечает половина населения страны.
Особенно заметно бедность наступает на сельское население, и наиболее серьезная проблема состоит в том, что, хотя основную статью расходов у людей занимает еда, но на ней тоже экономят, стараясь поставить себе на стол то, что подешевле, утверждает доцент Тимирязевской сельскохозяйственной академии Игорь Абакумов.
"Начинается экономия на качестве еды. Если человек ел мясо хотя бы раз в неделю, то сейчас он это делает в лучшем случае раз в месяц, с курицы люди переходят на яйца, а они — самый дешевый источник пищевого белка. Это питание для поддержания жизни, но не для развития. Если для взрослого населения это еще как-то терпимо, то для молодых — убийственно. Лет через 15 мы можем получить недоразвитое поколение — как в физическом, так и в умственном плане", — говорит он.
"В последние годы — впервые с начала 2000-х — в стране снижается потребление мяса и мясопродуктов, фруктов и овощей. Рынок ужимается", — констатирует Андрей Сизов.
Подобное имело место в 60-е годы прошлого века, когда в развивающихся странах происходила так называемая Зеленая революция — преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники, напоминает Игорь Абакумов. Тогда в массовом порядке шло выведение новых скороспелых сортов сельскохозяйственных культур, способствующих резкому повышению урожайности. Масса растений была больше, что позволяло быстро насыщаться ими, но питательных веществ в них содержалось недостаточно. Проблему голода в целом ряде стран (особенно в Юго-Восточной Азии) решить удалось, но получили целые поколения людей, не всегда способных осилить курс средней школы.
По словам ученого, экономическая ситуация, при которой человек тратит на питание больше трети своего бюджета, в мире считается очень тревожной — она близка к ситуации выживания.
Нужно ли бороться с ценами?
Хотя рост цен на продукты и не оказывает решающего влияния на структуру расходов населения, но в целом ценовая политика в аграрном секторе нуждается в совершенствовании. Причина того, что цены на многие продукты питания часто оказываются неоправданно завышенными, кроется в государственной аграрной политике, убежден Игорь Абакумов.
Борьба с продовольственной инфляцией в принципе неэффективна, считает Андрей Сизов. Любые меры по ограничению цен бьют по производителю, нарушают правила рынка и в конечном итоге стимулируют новые витки инфляции.
"Если добиться снижения цены на пакет молока на полке магазина, то он станет дешевле не только для бабушки-пенсионерки, но и для успешного бизнесмена, у которого в итоге останутся лишние деньги, и они создадут условия для нового повышения спроса. Разрешать нынешнюю ситуацию можно только одним путем — оказывать дифференцированную адресную помощь тем, кто в ней нуждается, в зависимости от уровня доходов", — говорит он.
На вопрос о вариантах решения проблемы оба эксперта, не сговариваясь, произносят: Food Stamp. Так называется программа льготной покупки продуктов, созданная в США и сегодня получившая распространение в разных странах мира, включая африканский континент. В современном виде она представляет собой пластиковую карту, на которую регулярно зачисляется определенная сумма денег, которые можно потратить только на приобретение продовольствия.
Разговоры о внедрении подобной системы в России идут в правительстве уже несколько лет, рассказали эксперты.