МОСКВА, 1 апр — РИА Новости. Соглашение Евросоюза с Турцией по борьбе с миграционным кризисом является только временным решением проблемы; Европа должна выработать системный ответ на угрозу неконтролируемой миграции, считают эксперты, принявшие участие в видеомосте Москва-Берлин, организованном МИА "Россия сегодня".
Европа переживает крупнейший со времен Второй мировой войны миграционный кризис, вызванный, в первую очередь, рядом вооруженных конфликтов и экономическими проблемами в странах Ближнего Востока и Северной Африки. По данным Frontex, в 2015 году в Евросоюз прибыли 1,8 миллиона мигрантов. Большая часть из них пробирается через Турцию в Грецию и затем направляется в другие страны ЕС.
Восемнадцатого марта главы государств и правительств стран-членов ЕС согласовали с Турцией совместный план по борьбе с миграционным кризисом, договоренности начали выполняться с 20 марта. Они предполагают, в частности, возвращение в Турцию всех нелегалов, прибывших в Грецию с турецкой территории, и прием Евросоюзом легальных мигрантов-сирийцев из Турции по принципу "один за одного".
Доцент кафедры европейского права МГИМО (У) МИД РФ Николай Топорнин считает, что главной проблемой для Евросоюза является тот факт, что миграционные вопросы решаются национальными правительствами стран союза, а не в рамках структур ЕС в целом.
"Регулирование вопросов миграции происходит в основном на национальном уровне, в этом я вижу большую проблему. В ЕС есть несколько директив, которые регулируют прибытие мигрантов на территорию союза. Один из основных – знаменитое Дублинское соглашение 1990 года, суть которого вкратце – иметь дело с мигрантами должна та страна, куда впервые прибывает мигрант. А дальше применяются уже основы национального законодательства", — пояснил он.
Таким образом, если 700 тысяч беженцев пересекают границу Греции, то ими должна заниматься именно она, привел пример эксперт. "Очевидно, что Греция даже при всем желании, предположим оно есть, принять этих беженцев, это сделать просто не в состоянии", — добавил он.
Поэтому ЕС следует концептуально пересмотреть подход к миграционной проблематике, выработать новые, гармонизированные нормы регулирования этой сферы.
"Перед Евросоюзом стоит большая задача по пересмотру этих принципов и стандартов дублинского соглашения. Второй момент – необходимо разрабатывать унифицированное европейское миграционное законодательство. Мне кажется, на сегодняшний день необходимо заново разработать миграционное законодательство, которое бы отвечало сегодняшним реалиям", — заявил он.
Топорнин подчеркнул, что соглашение с Турцией в данной связи не является решением проблемы. В лучшем случае, оно может рассматриваться как временное решение, но не как модель для регулирования миграционного кризиса в будущем. Эксперт пояснил, что уже сейчас, после соглашения с Турцией, которое направлено на прекращение потока нелегальной миграции через Грецию, поступает информация о резко возросшем потоке мигрантов со стороны Ливии в направлении Италии.
"Люди все равно ищут варианты, чтобы проникнуть в Европу. Если будет перекрыта граница, то тогда поток мигрантов пойдет через Ливию. И тогда ЕС придется заключать соглашение с Ливией? Мне кажется, необходим единообразный подход. А решение вопроса конкретно с Турцией, может быть, на какой-то момент решит проблему в Греции, но не решит проблему принципиальным образом", — заключил Топорнин.
Спусковой крючок распада ЕС
Политолог, преподаватель Свободного университета Берлина Гюлистан Гюрбе согласилась, что соглашение с Турцией может быть только временным решением, но считает, что добиться гармонизации миграционной политики в ЕС на данном этапе не удастся.
"В рамках ЕС государства всегда проводят собственную миграционную политику и политику предоставления убежища. Будет отнюдь не просто добиться такой гармонизации, я думаю, в ближайшие годы этого не случится. Думаю, эти различия будут только увеличиваться", — заявила она.
По ее мнению, соглашение с Турцией будет действовать "какое-то время", но в среднесрочной и долгосрочной перспективе ждать особых успехов не приходится. "Это связано с тем, что соглашение поднимает очень большие юридические вопросы: каким образом будет проходить депортация такого большого количества мигрантов с греческих островов, каким образом будут определять сирийских мигрантов, которых будут отправлять в Сирию", — пояснила она, отметив, что пока не видит способов, которыми ЕС сможет решать вопрос перераспределения.
Немецкий эксперт Андреас Вер назвал различие в подходах к решению миграционного кризиса среди стран ЕС "спусковым крючком дальнейшего распада ЕС".
"Эта мина давно была заложена под ЕС в миграционном вопросе. Во всяком случае ее не обезвредили. Эта сделка с Турцией ни в коем случае не обезвредила ее", — заявил он.
"Проблема в юридическом плане состоит в следующем: Дублинское соглашение практически не действует. Реакция Италии и Греции (на приток мигрантов — ред.) состояла в том, что они сказали, что будут просто пропускать беженцев дальше. ФРГ пытается воспользоваться этим Дублинским соглашением, введя его вновь в силу, но пока нельзя сказать, что ей это удастся, потому что другие страны не хотят в этом участвовать", — добавил он.