ДАМАСК/МОСКВА, 30 мар — РИА Новости. Действующий президент Сирии Башар Асад в беседе с гендиректором МИА "Россия сегодня" Дмитрием Киселевым заявил, что военное присутствие РФ в Сирии необходимо не только для обеспечения безопасности в стране, но и для баланса сил в мире, отметил роль Москвы в освобождении Пальмиры и выразил намерение изгнать террористов из всех регионов страны.
Роль России
Оценивая роль России в решении проблем с безопасностью в стране, Асад отметил, что Сирия будет нуждаться в российском военном присутствии, даже если ситуация стабилизируется.
"Если мы говорим о текущем периоде… периоде борьбы с терроризмом, да, безусловно, мы нуждаемся в их присутствии, так как они эффективны в борьбе с терроризмом, даже если ситуация в Сирии в плане безопасности стабилизируется", — сказал он.
В то же время Асад подчеркнул, что "процесс борьбы с терроризмом не является чем-то быстрым или мимолетным". "Терроризм за десятилетия распространился в этом регионе, и понадобится долгое время, чтобы одолеть его", — отметил он.
"С Россией у нас отношения, которым больше шести десятилетий, они построены на доверии и ясности… Когда в Сирии появляются российские военные базы, это не оккупация — наоборот, это усиление дружбы и связи, это усиление стабильности и безопасности. И мы хотим именно этого", — подчеркнул он.
В конце сентября 2015 года в соответствии с решением президента РФ Владимира Путина российские Воздушно-космические силы (ВКС) приступили к проведению воздушной операции с нанесением точечных ударов по наземным целям террористов группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ) на территории Сирии. После достижения договоренности о прекращении огня основная часть российской группировки была выведена, но авиабаза Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе продолжают свою работу.
По словам Асада, российские базы "связаны не только с борьбой с терроризмом, но и с международной обстановкой в целом". "При всем сожалении, Запад в течение "холодной войны" и после нее, и даже сегодня, не изменил свою политику: он хочет гегемонии в принятии международных решений, и, увы, ООН не смогла выполнить роль хранителя мира в мире, вот даже сейчас, чтобы вернуть себе свой истинный статус", — отметил Асад.
"Военные базы необходимы нам, вам для международного баланса в мире. Это истина, согласны ли мы с этим или нет, однако сейчас это — необходимость", — добавил он.
При этом он отметил, что в Дамаске рассматривают возможность дислокации на своей территории только для российских баз.
"Процесс восстановления в любом случае выгоден тем компаниям, которые в нем участвуют, особенно если им удастся получить кредиты от тех стран, которые их поддержат. Конечно, мы ожидаем, что процесс будет опираться на три основных государства, которые поддержали Сирию во время этого кризиса, — это Россия, Китай и Иран. Но я полагаю, что многие страны, которые были против Сирии, — я имею в виду, в первую очередь, западные страны — попытаются направить свои компании для участия в этом процессе. Однако для нас в Сирии нет никакого сомнения, что мы обратимся в первую очередь к дружественным странам", — заявил Асад.
Оценивая ущерб Сирии от продолжающейся с 2011 года гражданской войны, Асад заявил, что общая сумма уже превысила 200 миллиардов долларов. "Экономические вопросы можно уладить непосредственно, когда в Сирии стабилизируется обстановка. Но восстановление инфраструктуры требует длительного времени", — сказал Асад.
Освобождение Пальмиры и дальнейшие планы
Комментируя недавнее освобождение древней Пальмиры — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, который находился под контролем террористов с середины мая 2015 года, Асад отметил, что российская поддержка была основной в достижении последних военных побед.
"Пока эту новость (освобождение Пальмиры — ред.) не усвоили. На самом деле некоторые в мире ее осознали, но не хотят верить. Прошло два дня после освобождения Пальмиры, а ряд стран, предполагаемо вовлеченных в борьбу с терроризмом или являющихся частью международной американской коалиции, еще не объявили свою оценку. Хочу прояснить: режимы во Франции в Великобритании, мы от них не слышали никакого комментария", — сказал Асад.
По его словам, "на это есть причины". "Оккупация Пальмиры террористами около года назад стала свидетельством провала коалиции, отсутствия серьезности в борьбе с терроризмом, особенно в борьбе с ИГ", — заявил президент Сирии.
Рассказывая о дальнейших военных планах Дамаска, Асад отметил, что после освобождения Пальмиры нужно двигаться на восток к Дейр-эз-Зору и начать работу в направлении Ракки.
"Конечно, после освобождения Пальмиры нужно двигаться в ближайшие районы, которые ведут к восточным частям страны, например, Дейр-эз-Зору. В то же время нужно начать работу в направлении Ракки, которая является сейчас главным оплотом ИГ", — сказал сирийский президент.
О борьбе с терроризмом
Асад убежден, что терроризм в Сирии и Ираке поддерживается из Турции, Саудовской Аравии и ряда европейских стран, в том числе Франции и Великобритании.
"Терроризм — вот настоящая проблема. Мы должны бороться с ней на международном уровне, потому что терроризм касается не только Сирии. Терроризм существует в Ираке. Напрямую он поддерживается Турцией. Напрямую его поддерживает правящая королевская семья Саудовской Аравии, а также часть западных государств, особенно Франция и Великобритания", — сказал собеседник агентства.
"Что же касается остальных государств, то они смотрят, наблюдают. Какой-то серьезной работы по этому вопросу с их стороны не проводится", — отметил сирийский президент.
Серьезной проблемой, связанной с войной в Сирии, является поток беженцев из страны. По мнению Асада, международное сообщество не проводит серьезной работы для решения проблемы беженцев.
"Проблема заключается в том, что вплоть до настоящего момента многие государства не проводят серьезной работы по вопросу решения проблемы сирийских беженцев. Они имеют дело с проблемой эмиграции, как будто проблема касается только ее внешнего аспекта. Они хотят принимать беженцев в некоторых европейских странах, предоставив им кров и помощь, возможно, они отправляют какую-то помощь внутренне перемещенным лицам в Сирии. Все это не является решением существующей проблемы", — сказал Асад.
По словам собеседника агентства, точных цифр о том, сколько именно людей эмигрировали из Сирии или стали внутренне перемещенными лицами, не существует.
"Мы можем оперировать только примерными цифрами, потому что есть люди, которые мигрируют внутри Сирии, но они не регистрируются в качестве перемещенных лиц. Эта категория направляется в те деревни в Сирии, в которых у них есть родственники, и там они регистрируются в семьях, в которых останавливаются. В поисках безопасности большинство этих людей стремится покинуть районы, которые контролируют террористы, направляясь в те районы, которые находятся под контролем государства", — отметил президент.
На возвращение беженцев обратно в Сирию можно будет рассчитывать, когда появится надежда на улучшение ситуации в стране, полагает Асад. По словам сирийского лидера, руководство страны принимает меры для того, чтобы у граждан было меньше причин для миграции.
"Мы приступили к работе по восстановлению инфраструктуры страны еще до того, как закончится кризис, с тем чтобы, по возможности, смягчить влияние последствий экономического ущерба и ущерба, нанесенного инфраструктуре страны, на сирийских граждан, и чтобы уменьшить поток миграции за пределы страны", — отметил Асад.
В то же время он указал на то, что миграция сирийцев связана не только с террористической угрозой.
"Причина миграции — не только в терроризме и ситуации в области безопасности. Она кроется в блокаде, в введенных против Сирии западных санкциях. Многие люди покинули безопасные районы, в которых нет терроризма, из-за уровня жизни. Граждане больше не могут обеспечивать себя всем необходимым", — заключил Асад.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>