МОСКВА, 30 мар — РИА Новости. Инфляция в России в 2016 году составит около 6,5%, что в целом соответствует параметрам госбюджета и последнему прогнозу ЦБ РФ, а в 2017 году может замедлиться до 4-4,5%, говорится в мартовском прогнозе Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
"Инфляция в 2016 году составит около 6,5%, что существенно ниже консенсуса среди независимых прогнозистов (8,9%) и соответствует мартовскому прогнозу Банка России. Вероятность снижения инфляции до 4-4,5% в 2017 году резко возросла", — отмечается в исследовании НИУ ВШЭ.
Бюджет РФ на 2016 год сверстан исходя из цены на нефть в 50 долларов, курса 63,3 рубля за доллар, роста ВВП в 0,7% и уровня инфляции 6,4%. Но в четверг глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев говорил, что текущая инфляция в РФ в годовом выражении составляет 7,8%, а по итогам 2016 года показатель будет меньше 8%.
Банк России в своем базовом макроэкономическом сценарии прогнозирует инфляцию в 2016 году на уровне 6-7%, а его цель по инфляции на конец 2017 года составляет 4%.
Цены на нефть и ВВП
По мнению экспертов университета, при ценах на нефть Urals в 35 долларов за баррель падение ВВП в 2016 году составит 1,6%. "Сокращение расходов в реальном выражении позволит снизить бюджетный дефицит с более чем 4% ВВП в 2016 году до 1% ВВП в 2019-2020 годах, но лишь ценой подавления внутреннего спроса. Суммарное падение ВВП за 2015-2019 годы может составить 8,1%", — отмечают они.
Но и сценарий более высокого уровня цен на нефть, по их мнению, не избавляет экономику от проблем. Так, рост цен на нефть до 45 долларов за баррель в текущем году и до 50 долларов в последующие лишь смягчит падение ВВП до 0,8% по итогам 2016 года.
"Бюджетная консолидация, хотя и более плавная, чем в первом сценарии (сокращение дефицита с 2,7% ВВП в 2016 году до 1% ВВП в 2019-2020 годы) будет препятствовать росту экономики. Суммарное падение ВВП за 2015-2019 годы составит около 5,6%", — прогнозируют эксперты.
Оба сценария предполагают сохранение действующего санкционного режима, а также сложившихся тенденций во внутренней экономической политике.
Бюджет и налоги
По мнению авторов исследования, снижение бюджетных расходов ввиду институциональных ограничений (в том числе, наличия "защищенных" статей и сильных позиций оборонно-сырьевого сектора) будет, прежде всего, ухудшать положение дел в социальной сфере.
"Возможное наращивание налоговой нагрузки позволило бы сохранить расходы, однако это затруднит выход из рецессии и усилит структурный кризис", — полагают в НИУ ВШЭ.
А эмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, рассуждают эксперты, если и приведет к некоторому оживлению экономики в краткосрочной перспективе, то ценой резкого возрастания риска макроэкономической дестабилизации, и через год-полтора выльется в существенное повышение инфляции, рост оттока капитала, ослабление рубля и возобновление рецессии.
"Формирование большого и устойчивого дефицита бюджетной системы поставило перед государством вопрос об адаптации к новым реалиям. Возможны четыре направления борьбы с фискальным кризисом: увеличивать масштабы приватизации, повышать налоги, снижать расходы и включить "печатный станок", — заключают эксперты.