МОСКВА, 25 мар — РИА Новости. Крупнейшая российская интернет-компания "Яндекс" получила 3,6 тысячи обращений от 1,348 тысячи человек об удалении ссылок на информацию в соответствии со вступившим в силу с 1 января 2016 года законом о "праве на забвение", по которому пользователь может потребовать удаления из поисковой выдачи недостоверной и неактуальной информации о себе, говорится в сообщении, опубликованном в блоге компании.
Еще 30% поступивших обращений — об удалении ссылок на недостоверную информацию; 19% — информацию, распространяемую с нарушением законов.
Исполнение
Из всех обработанных обращений "Яндекс" удовлетворил 27%, по 73% ответил отказом, в том числе по 9% — частичным отказом (удовлетворили требования в отношении части ссылок из обращения).
Как отметили в компании, самый высокий процент положительных ответов по обращениям о погашенных судимостях — около 70%. "Как правило, люди предоставляют справку об отсутствии судимости — этого достаточно, чтобы принять решение", — поясняет компания.
Однако это буквально единственный тип обращений, по которому редко возникают вопросы. Во всех остальных случаях доля полных, реже — частичных отказов составляет не менее 80%, а по обращениям об удалении ссылок на недостоверную информацию превышает 90%.
"Высокая доля отказов связана с тем, что зачастую "Яндекс" не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает ее распространение чьи-то права или какие-либо законы", — поясняет компания.
Закон не совершенен
"Яндекс" еще на стадии обсуждения законопроекта предупреждал о том, что закон не совершенен, заявляя, что он закрепляет за поисковиками не свойственные им функции судов или правоприменительных органов.
Как отмечает компания, эта проблема особенно заметна при работе с обращениями об удалении ссылок на незаконную и недостоверную информацию.
"Часто при рассмотрении таких обращений нужно определить, имело место какое-то событие или нет. Например, человек требует удалить ссылку на сайт, где его обвиняют в некачественно выполненной работе или невозврате долга. У "Яндекса" нет ни технической возможности, ни правовых оснований выяснить, так ли это на самом деле. Поэтому мы отправляем людей в суд", — говорится в сообщении.
В результате, для многих заявителей закон работает не так, как они ожидают: люди рассчитывают на то, что "Яндекс" сам установит достоверность информации или факт нарушения закона, отмечает компания.
С достоверной информацией, которую заявитель считает неактуальной, ситуация еще сложнее. По закону это информация, "утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя". "Это довольно широкое определение, под которое подпадает множество ситуаций", — отмечает компания.
Однако есть общественно значимая информация, которая должна быть доступна пользователям, отмечает компания.
"Например, врач требует удалить ссылки на все ресурсы с негативными отзывами о нем. Он мотивирует это тем, что отзывы написаны давным-давно и информация неактуальна. По закону поисковик обязан выполнить требование. В итоге пользователи найдут только хорошие отзывы, то есть доступ к части информации будет ограничен. Однако любые отзывы о работе врача — это важная, общественно значимая информация", — поясняет компания.
В ходе обсуждения закона не раз отмечалось, что при решении вопроса о неактуальности информации нужно учитывать критерий ее общественной значимости. Но в законе прямо это не указано. "Между тем за время действия закона мы уже получили более 700 обращений от людей, информация о которых может быть предметом общественного интереса", — говорится в сообщении.
"Очевидно, что существующий закон требует доработки", — заключает компания.