Лига справедливости
Российский кинопрокат еще не успел опомниться от успеха "Дэдпула", который побил рекорд кассовых сборов и с результатом в 1,8 млрд рублей вошёл в топ-10 самых успешных фильмов 2000-х, как в кинотеатры заходит новая тяжелая артиллерия — фильм "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости", у которого в рукаве сразу несколько козырей.
Прежде всего, это время старта: в выходные начинаются школьные каникулы — самые хлебные дни для кинотеатров, которые отдали новому голливудскому тяжеловесу почти половину всех сеансов. Других больших кинорелизов на этой дате нет, и прокатчиков можно понять.
Бренду "Бэтмен" уже более 70 лет, из них последние 30 за ним стояли имена таких режиссёров, как Тим Бёртон и Кристофер Нолан, а в главной роли выступали Майкл Китон, Вэл Килмер, Джордж Клуни и Кристиан Бэйл. Как и в истории с Джеймсом Бондом, каждый новый актёр вызывал волну обсуждений, и самому новому — Бену Аффлеку — досталось от фанатов франшизы не меньше, чем в своё время Дэниелу Крэйгу от поклонников бондианы.
Пойти в кино, чтобы просто посмотреть на нового Бэтмена — это уже достойный повод для зрителя выбрать именно этот фильм.
Но продюсерам одной интриги мало. Студия Warner Brothers, владеющая правами на легендарных персонажей издательства DC Comics, решила играть по-крупному и бросила вызов самой успешной киносерии наших дней — "Мстителям", за которыми стоит работа комикс-бренда Marvel и мощь Disney.
"Мстители" покорили мировые рынки, объединив в одну компанию всех своих персонажей — от Железного человека до Халка. "Уорнеры" включились в борьбу за зрителя с опозданием, зато они смогли свести на одном большом экране двух самых популярных супергероев — Бэтмена и Супермена, у которых в новом фильме также появляются друзья с суперспособностями. Формируется Лига Справедливости.
Возможно, не у всех укладывается это в голове, но тот факт, что на экране появится Чудо-женщина, сегодня тоже может заставить человека пойти в кинотеатр.
Не менее сложно представить и то, что ещё 10 лет назад большинство экспертов в индустрии было убеждено, что комикс-культура России чужда и что все эти истории про супергероев в плащах — это не для нас. Сборы разных частей "Мстителей" и рекорды "Дэдпула" говорят сами за себя.
Вместе с популярностью комикс-фильмов в российские реалии пришла культура косплея — костюмного перевоплощения, фестивали которого собирают десятки тысяч наряженных фанатов фантастики.
Часть из них пришла и на премьеру "Бэтмена против Супермена".
Каждая крупная студия сегодня имеет в своем арсенале несколько сериалов про экзотических комикс-героев, в числе которых побывали даже говорящее дерево и дерзкий енот (и заработали во всём мире свыше 700 млн долларов).
В следующем году на экранах появятся супергерои, сделанные из кубиков "Лего". Свой ответ готовит и отечественная индустрия: "Защитники" расскажут в 2017-м о супергероях, представляющих разные народы СССР.
Сын Криптона против летучей мыши Готэма
Инфантилизм поколения, которое может позволить себе не взрослеть и в 30 лет, эскапизм, вызванный интернет-воспитанием, стремление к абсолюту, заложенное рекламными ценностями, простота и изящество графического контента — можно придумывать миллион объяснений феномену популярности комиксов.
Киностудии тем временем "куют железо", и выигрывают те, кому удается создать франшизу со своим оригинальным почерком.
В основе успеха "Мстителей" лежит образ Железного человека — героя Роберта Дауни-младшего, который заряжает всю франшизу своим дурашливым обаянием. Серия делится на несколько самостоятельных историй, каждой из которой присущи свои черты. В этой вселенной также есть своя "гражданская война".
В августе на экраны выходит "Первый мститель: Противостояние", в котором команда Железного человека будет сражаться с бывшими однополчанами, примкнувшими к Капитану Америке. В фильме появится и Человек-паук, который за последние 15 лет стал главным героем пяти фильмов, пережил два перерождения и в итоге примкнул к "Мстителям".
Создатели "Людей Икс", студия 20th Century Fox, сделали ставку на тех, кто отметился в авторском кино, — актёров Майкла Фассбендера, Джеймса Макэвоя, Дженифер Лоуренс, Иэна Маккелена и режиссёра "Большого куша" Мэтью Вона. Попытка сделать более массовый продукт провалилась с треском: вышедшая в прошлом году "Фантастическая четвёрка" не окупила расходов, и зарождающуюся серию пришлось свернуть.
Зато Fox повезло в этом году с "Дэдпулом", который тоже принадлежит к вселенной Marvel. Успеху фильма способствовал хулиганский юмор и неоднозначный моральный облик главного героя, что выгодно выделило его на общем "супергеройском" фоне.
Эту же карту сейчас пробуют разыграть создатели "Отряда самоубийц" — те же Warner Brothers и DC Comics. Трейлер фильма только на официальном канале в YouTube посмотрело свыше 40 млн человек. "Люди, да что с вами такое?!" — восклицает герой этого видео, выдающегося как с художественной, так и с маркетинговой точки зрения. И с ним сложно не согласиться.
Фильмы о Бэтмене в этом окружении сознательно выглядят немного старомодными. Вокруг тёмного рыцаря Готэма много тяжеловесного пафоса. Атмосфера этих картин по-взрослому мрачная, а их герои задаются недетскими вопросами. Этот стиль заложил Кристофер Нолан, поднявший "Бэтмениану" на недосягаемую высоту.
Преклониться перед Суперменом, потому что он совершеннее и сильнее всех простых смертных или бросить ему вызов — по той же причине? С таким конфликтом сталкивается Бэтмен и все экранное человечество в новом фильме серии, а в одном из эпизодов вспоминается история Прометея.
Может ли человек давать оценку божественным замыслам и где проходит граница между Богом и дьяволом, героем и преступником? Такова философская начинка картины, в которой использованы самые совершенные визуальные аттракционы от автора "300 спартанцев" и "Человека из стали" Зака Снайдера.
В одном из эпизодов Снайдер передает также горячий привет (и благодарность в титрах) Фрэнку Миллеру и его "Безумному Максу". Недаром у этих фильмов и один композитор — Том Холкенборг (Junkie XL), пару которому составляет также легендарный Ханс Циммер, вместе с продюсером Кристофером Ноланом и сценаристом Дэвидом С. Гойером отвечающие за наследие "Тёмного рыцаря".
Визуальный стиль всех фильмов о Бэтмэне у каждого режиссера свой, но он всегда выполнен оригинально и качественно — то же можно сказать и об актёрском исполнении. Так что ничего удивительного в том, что все конкуренты уступили "Бэтмену против Супермена" весенние каникулы без боя: тот, кто видел хоть один фильм о Летучей мыши Готэма, в эти выходные пойдёт в кинотеатр, независимо от качества работы Зака Снайдера.