Искандер Валитов, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Полагаю, в стране сейчас идет, может и малозаметный внешнему глазу, но очень важный процесс: вызревает замысел очередной фазы её исторического бытия. Этот процесс мало связан с набившими оскомину поисками "национальной идеи", построением объединяющей идеологии и тому подобной суетливой активностью.
Рост кристалла народного понимания — процесс во многом естественный, слабо регулируемый и плохо поддающийся организационным усилиям. Есть такое ощущение, что 25-летняя историческая пауза, во время которой мы находились в соблазне и обмане, вроде бы заканчивается.
"Возвращение в цивилизацию" и вера на само собой, по мановению невидимой руки рынка, сыплющуюся на нас манну небесную, обернулись осознанием, что на самом деле всё обстоит ровно наоборот. Становится понятным, что это не мы, а они в цивилизационном тупике (временно мы с ними тоже в одной лодке пока оказались), и что никакой рынок не может заменить государственную волю, политическую и управленческую мысль.
Появляется почва, на которой становится возможным самым разным мыслящим и тонко чувствующим людям (философам, религиозным деятелям, политикам, ученым, писателям, публицистам, телеведущим и комментаторам и др.) говорить о смыслах, идеях, ценностях, целях, которые могут составить интеллектуальную базу для проектирования следующего исторического шага развития России. Более того, эти смыслы и идеи сегодня многие даже начинают слышать и заинтересованно обсуждать.
Проповедь патриарха
Не могут права человека быть выше слова Божьего, утверждал патриарх. На преодоление этого нового вида идолопоклонства должна церковь направить всю силу своего слова и мысли.
Ересь эта возникла не в лоне церкви. Сергей Булгаков в самом начале прошлого века детально обсудил угрозу человекобожия в своей работе "Религия человекобожия у Л.Фейербаха". Декарт с его формулой самодостоверности, Огюст Конт с идеей единого человечества, антропотеизм Людвига Фейербаха — важнейшие, но не единственные источники указанной инфекции. Собственно, и ересью-то этот корпус философских идей становится только в силу зараженности им значительной части христиан. У меня здесь нет задачи подвергать критическому анализу данное направление философской мысли.
Важно другое: эти идеи последние 300 лет агрессивно внедряются, объём их реализации весьма велик, и мы имеем возможность наблюдать уже эмпирические последствия этого. Реализация принципа "всё для человека", освобождение его от долга перед Богом в итоге приводят к культу самых отвратительных качеств. Эгоизм, разобщенность, тотальная безответственность, расцвет самых разных отклонений и патологий, пустая, ни на чем не основанная амбициозность, страсть к удовольствиям, одержимость успехом — вот далеко не полный перечень результатов замещения Бога человеком.
Если человек ходит не под Богом, то он с неизбежностью оказывается под дьяволом. Культ человека оборачивается его деградацией и вырождением. На риск того, что всё это может привести к "апокалиптическим событиям", и указывает Патриарх. Социум с людьми такого качества не воспроизводим.
Думаю, можно сказать ещё резче: не имеет человек никакой самостоятельной ценности. Вне возложенных на человека (человечество) задач его существование не имеет никакого смысла. Без вмененного ему и добровольно им принятого к исполнению задания он рано или поздно возвращается в животное состояние.
Так в чём состоит директива?
Обращение к предельным рамкам и смыслам нашего существования неизбежно, как только мы отказываемся следовать в русле современного человеконенавистнического гуманизма.
И здесь, наверное, следует в содержании всех трех авраамических религий различить то, что имеет отношение к принципам религиозной жизни, регулирует и наставляет человека на его пути к Богу, и то, что может быть отнесено к Божьему промыслу в отношении человека (человечества), к его "миссии", говоря современным языком.
Если наставления о том, как надо жить, в талмуде, заповедях, шариате легко считываются, то на вопрос о назначении человека, на вопрос, под какую задачу он вообще был сотворен, ответ уже будет дать гораздо сложнее, и здесь есть что обсуждать.
Конечно, в каждой религии найдется немало адептов, которые будут отстаивать ту позицию, что в их книге все ответы даны с исчерпывающей полнотой, и говорить тут не о чем. Вот с ними я и не соглашусь. Священный текст тоже требует усилий понимания, применения мышления, реконструкции содержания. Откровение, изложенное в тексте, ещё следует суметь уяснить, тем более в контексте практической установки: какое задание, не сводящееся только к задачам собственного выживания и воспроизводства, надлежит нам принять, наполнив свою жизнь и жизнь коллективную высшим смыслом и содержанием? На какой образ человека нам следует ориентироваться? Вера не может и не должна закрывать поиск ответов на эти вопросы и их обсуждение.
Сейчас я изложу некую версию такого задания. Версию не каноническую и, конечно, не научную. Она здесь приводится для того, чтобы проиллюстрировать возможный тип рассуждения, в котором мы от предельных смыслов о назначении человека доходим до принципиальных установок и ориентиров развития для социальных практик. Данное рассуждение при этом не нарушает принцип "Богу Богово, а кесарю кесарево". На основании представлений о назначении человека вменяются цели на развитие секторам деятельности, без которых ни одно государство обходиться не может. Сам же человек всегда свободен решать, каким путем он будет идти и на чьей стороне окажется.
Итак, что мы можем сказать о себе на основе известных фактов и данных нам подсказок?
Человек появился на свет, скорее всего, в результате некой "прививки". Биологическая эволюция завершилась на высших приматах. Импульс развития, изначально в неё заложенный, был к этому моменту уже исчерпан. В результате некоего мало понятного на данный момент акта в один из существовавших тогда видов были вложены высшие потенции: способность любить, мыслить, сознавать, реализовывать волю. Этот биологический вид оказался пригодным материалом, на котором смог отпечататься образ Божий, его возможности.
Человек исходно несёт в себе 2 ипостаси: божественную и природную. Собственно все коллизии и перипетии его судьбы тесно связаны с этой принципиальной дуальностью. Почему и как так получилось, можно предположить на основе библейских указаний. Если первоначально человек был с Богом, то можно думать, что изначально у него не было физического тела. По "образу и подобию" значит тоже невидимый. Воплощение в физическое тело произошло в результате провокации Люцифера. Последний внушил известной паре, что они будут как боги "знающие добро и зло". Различение добра и зла — удел лукавого. Бог же есть любовь, в нём нет вибраций зла. По сути, Адам и Ева вкусили через то самое яблоко от самого Люцифера, они заразились от него духом самостоятельности, отдельности, ревности. За что и были изгнаны. И не просто изгнаны, а изгнаны с радикальным изменением способа бытия: они стали смертны, стали вынуждены трудиться, стали подвержены болезням, страстям и т.п. — то есть обрели физическое тело на Земле.
Более того, можно предположить, что и сама материя, и даже биологическая эволюция есть результат экспериментов Люцифера. Известно же, что, отпав от Бога и горделиво вознамерившись превзойти своего Создателя, он, будучи самым могущественным после Бога существом, тоже творил. Далее, благодаря удавшейся провокации, он заполучил в свой удел частицу своего Создателя, надеясь, что ему удастся в своей вселенной держать её под полным контролем.
Бог позволяет всему этому быть, поскольку через воплощение своего самого любимого существа в материальный мир Люцифера, он рассчитывает эту материю одухотворить и интегрировать в свой мир. И, соответственно, сделать мир ещё богаче возможностями. План Люцифера оказался внутри плана Божьего.
Человек призван исправить проект Люцифера. Его задача в том, чтобы вернуть отпавшую часть в лоно Жизни. В этом и состоит задание. Мы должны победить смерть, тлен, болезни силой своего света, как духовные и светоносные существа. Мы должны научиться творить материю, мы должны подчинить её духу, который внутри нас.
Тогда понятно ожесточенное сопротивление Люцифера: мы угрожаем его творению, человек может выдернуть коврик из-под его ног.
Принципиальное задание
Если замысел в отношении человека таков, каким мы его описали здесь, и мы хотим при этом выступать на стороне Отца Небесного, то из этого замысла прямо следуют установки на проектирование ключевых систем деятельности.
Нам нужно увеличивать живые способности человека, вместо того чтобы следовать курсом на его машинизацию и роботизацию. Сегодня вся система образования ориентирована на то, чтобы формировать человека частичного, механистичного, косного.
Наш человек должен уметь за счет усвоения способов мышления и деятельности, наращивания способностей в управлении чувствами, желаниями, восприятием изменять и трансформировать себя. Его внешняя преобразующая деятельность должна быть гармонично сбалансирована с его установкой на самоизменение, на наращивание и реализацию собственно человеческих (т.е. Божьих) потенций.
Нам нужно учить человека восстанавливать, обновлять и даже создавать собственное тело. Курс современной медицины на протезирование (прежде всего фармацевтическое), чипирование и внешнее регулирование телесных процессов направлен в противоположную сторону.
Нам нужно производить продукты и товары, увеличивающие жизненность человека, вместо того чтобы культивировать технологии, снижающие его общую жизнеспособность.
Производство таких людей должно быть в центре государственной и общественной заботы. Тогда мы соединим антропоцентризм с Божьим промыслом.