ЯРОСЛАВЛЬ, 14 мар – РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Государственного совета по безопасности дорожного движения назвал недопустимой статистику смертности на российских дорогах и заявил о необходимости общими усилиями добиваться кардинального снижения числа погибших и пострадавших при ДТП.
По словам президента, за последние 10 лет в результате ДТП в стране погибли 350 тысяч человек, различные травмы получили более трех миллионов. Он подчеркнул, что фактор массовой автомобилизации не может быть обоснованием неизбежности ДТП и их последствий.
Свои предложения по улучшению ситуации на заседании озвучили представители различных ведомств и регионов. Так, замглавы МВД России Дмитрий Миронов предложил получаемые от уплаты штрафов деньги направлять непосредственно в дорожные фонды для ликвидации очагов аварийности. Он отметил, что МВД считает необходимым с 1 января 2017 года полностью перейти на европротокол оформления ДТП. Он также указал, что число погибших на дорогах в России удалось сократить с 2012 года более чем на 17% благодаря реализации федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению безопасности дорожного движения.
Внести изменения в правила дорожного движения в части уточнения условий перевозки детей предложила глава рабочей группы губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Министерство транспорта России, по словам главы ведомства Максима Соколова, считает целесообразным вернуться к лицензированию пассажирских перевозок, в том числе школьными автобусами. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов внес предложение ввести запрет на оставление детей в припаркованном автомобиле и административное наказание, "чтобы предупредить родителей" о возможных последствиях.
"30-35 тыяч погибших в год на дорогах. Кошмар"
Путин заявил, что к проблеме безопасности на дорогах в РФ относятся поверхностно.
"Складывается впечатление, что мы очень легко относимся к этой тяжелейшей проблеме, поверхностно, как к какой-то бытовухе. Нельзя сказать, чтобы благосостояние людей наших росло такими темпами, которые мы считаем удовлетворительными, конечно, нет. Наши люди заслуживают большего и лучшего. А вот все-таки количество транспорта, в том числе в личном пользовании, увеличивается резко, и качество, и разветвленность дорожной сети, к сожалению, от этого отстает", — сказал Путин.
"Здесь нам нужно было бы, оценив ситуацию, своевременно реагировать, адекватно складывающейся ситуации. Но мы этого не сделали, поэтому такие огромные потери – 30-35 тысяч погибших в год на дорогах. Кошмар", — добавил президент.
По словам Путина, "фактор массовой автомобилизации не может и не должен быть обоснованием неизбежности аварий и их трагических последствий". "Наоборот, мы должны добиться кардинального снижения числа погибших и пострадавших при ДТП", — сказал он.
Президент подчеркнул, что "абсолютное большинство таких трагедий произошло по вине водителей", это "страшные бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать".
Путин также отметил, что уровень автомобилизации в стране вырос более чем в полтора раза. По словам президента, в настоящий момент во многих городах на тысячу жителей приходится в среднем по 300 машин.
По словам Миронова, в основе работы по повышению безопасности дорожного движения лежит ФЦП по повышению безопасности дорожного движения, рассчитанная до 2020 года, и принятые на ее основе региональные и муниципальные программы, на реализацию которых в прошлом году направлено 12, 8 миллиарда рублей.
"В результате чего число погибших в ДТП в сравнении с базовым 2012 годом удалось сократить на 17,4%. Одновременно на 13,2 % уменьшилось число погибших пешеходов и на 12,6% — детей", — сказал замглавы МВД.
По его словам, такой формат взаимодействия должен сохраняться и совершенствоваться.
"Необходимо продолжить программу по формированию законопослушного поведения водителей и пешеходов. Модель поведения на дороге должна закладываться в детстве, развиваться и совершенствоваться в школах и дошкольных образовательных организациях, а затем и в автошколах", — сказал Миронов.
Он отметил, что совместно с Минобрнауки и субъектами РФ удается менять к лучшему ситуацию с обучением детей: строятся детские автогородки и автоплощадки, увеличивается число часов, отводимых на изучение правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
"БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ ЗАДАЧА"
По словам президента РФ, безопасность дорожного движения – это комплексная задача, в решении которой важна координация деятельности всех уровней власти, профильных ведомств и хозяйствующих субъектов.
Путин подчеркнул, что об отсутствии подобной координации свидетельствуют аварии, которые происходят из-за дорожных проблем – их отмечают при оформлении каждого третьего ДТП.
"В зонах дорожных работ, например, регулярно происходит порядка 4% ДТП, только в прошлом году здесь погибло 20 человек и 113 получили ранения – и все потому, что до сих пор нет нормативного акта, который бы обязывал специально обустраивать эти потенциально опасные участки", — сказал президент.
Путин заметил, что решение очевидного вопроса не продвигается в связи с тем, что "местные власти кивают на дорожные службы, ремонтники – на инспекции по безопасности движения".
"Подобных проблем, как вы знаете, немало, я уже не говорю, конечно, о качестве дорог – это само собой разумеется, это отдельная огромная задача, связанная с финансированием, но вот эти-то вопросы, вопросы, связанные с организацией работы на дорогах, можно решить, — отметил президент. — В связи с этим, рабочая группа Госсовета предлагает правительству определить федеральные органы ответственные за организацию дорожного движения и за его безопасность".
Путин заявил, что надо оперативно внести в Госдуму законопроекты по безопасности дорожного движения, это должно быть сделано под личную ответственность министров, а правительству РФ необходимо разработать план мероприятий по комплексному и системному решению проблем безопасности на дорогах.
По словам президента РФ, воспитывать культуру вождения в обществе необходимо параллельно с ужесточением наказаний за нарушения ПДД. Он указал, что большинство трагедий на дорогах происходит по вине водителей, из-за их агрессивного вождения и неуважения к другим участникам дорожного движения.
Президент также отметил, что, исходя из практики, именно меры по ужесточению наказаний помогли решить проблему с ремнями безопасности и заставили водителей устанавливать в салонах машин детские кресла.
"В результате этих и других решений вдвое снизилось число погибших в городах и населенных пунктах, но их количество тем не менее остается неоправданно высоким", — добавил он.
По словам главы государства, выезд на встречную полосу остается самым распространенным происшествием с тяжелыми последствиями. Он отметил, что нужно сделать все необходимое, чтобы все службы экстренного реагирования "безотказно" отзывались на любой сигнал о ДТП.
"В прошлом году была введена в эксплуатацию "ЭРА-ГЛОНАСС" – государственная информационная система экстренного реагирования при авариях. Она обеспечивает получение сигнала о ДТП соответствующими службами… Пока, к сожалению, установка "ЭРА-ГЛОНАСС" в машинах не стала массовой. Полагаю, что все хорошо понимают значимость этого вопроса, и прежде всего, автопроизводители, от которых мы ждем самого активного подключения к этой работе", — сказал Путин.
Как улучшить ситуацию
Свои предложения по улучшению ситуации с безопасностью на российских дорогах на заседании внесли главы различных ведомств и регионов.
Миронов озвучил предложение рабочей группы, согласно которому получаемые от уплаты штрафов деньги следует направлять непосредственно в дорожные фонды для ликвидации очагов аварийности.
Он также сообщил, что МВД России прорабатывает вопрос о запрете регистрации автобусов и грузовых автомобилей физическими лицами в рамках обеспечения безопасности перевозок. Говоря о перевозках, Миронов заявил, что ключевым фактором является подготовка водителей, их надежность с точки зрения правил управления.
"Важно сформировать систему, которая обеспечивала бы допуск к перевозкам пассажиров и грузов только водителей, обладающих соответствующей квалификацией. Фактически речь идет о создании нормативной основы и учебных центров, обеспечивающих подготовку, переподготовку и подтверждение профессиональной пригодности категории водителей. Кроме этого, прорабатывается вопрос о запрете регистрации автобусов и грузовых автомобилей за физическими лицами. В этом случае водители данных транспортных средств будут обязаны соблюдать требования по безопасной организации перевозочного процесса", — сказал Миронов.
Замглавы ведомства также отметил, что МВД считает необходимым с 1 января 2017 года полностью перейти на европротокол, позволяющий оформить документы о ДТП без участия сотрудников полиции, с целью последующего получения страховой выплаты.
Поправки в ПДД, согласно которым при выполнении ряда условий участники ДТП могут оформить все необходимые документы для получения выплаты по ОСАГО без вызова сотрудников ГИБДД, вступили в силу с 1 июля 2015 года.
Среди прочего, МВД, по словам Миронова, поддержало инициативу привлекать водителей к административной ответственности на основании видеозаписей участников дорожного движения. Замглавы ведомства отметил, что почти семь тысяч нарушителей правил дорожного движения выявили в прошлом году благодаря сообщениям граждан, каждое десятое нарушение из них было связано с пьяным вождением.
Внести изменения в правила дорожного движения в части уточнения условий перевозки детей предложила губернатор Владимирской области Светлана Орлова.
По информации Светланы Орловой, часто к серьезным травмам детей в дорожно-транспортных происшествиях приводит применение некачественных удерживающих устройств. По экспертным оценкам, как заявила губернатор Владимирской области во время своего выступления, лишь 20% устройств соответствуют международным стандартам.
По ее мнению, это происходит по той причине, что действующие ПДД позволяют применять "иные" устройства перевозки детей. Она поддержала предложение Миронова о направлении средств от штрафов за нарушение правил дорожного движения в дорожные фонды регионов и использовать на мероприятия по безопасности на дорогах. Орлова также предложила разделить ответственность при проведении государственной политики в сферах организации дорожного движения и обеспечения его безопасности
Министерство транспорта России, по словам главы ведомства Максима Соколова, предложило вернуться к лицензированию пассажирских перевозок, в том числе школьными автобусами
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, в свою очередь, предложил ввести запрет на оставление детей в припаркованном автомобиле, а также административное наказание, "чтобы предупредить родителей" о возможных последствиях.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс сообщил, что страховые компании недополучают порядка 5 миллиардов рублей в год из-за продаж поддельных полисов ОСАГО, и обратился к коллегам из МВД с просьбой наладить совместную программу по поверке полисов.