МОСКВА, 29 фев — РИА Новости. Внесенные в Госдуму законопроекты о коллекторской деятельности чрезмерно "закручивают гайки" профессиональным взыскателям; в случае прохождения одного из таких законопроектов кредиторы станут чаще прибегать к услугам преступников для выколачивания долгов, так как они окажутся более "эффективными", чем законопослушные взыскатели, а права должников будут чаще нарушаться, заявил в интервью РИА Новости директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин.
Громкие инциденты, связанные с деятельностью лиц, называющих себя коллекторами, привели к активизации работы по созданию закона, регулирующего деятельность по взысканию долгов, которая буксовала до этого десятилетие. Однако профессиональные взыскатели, всегда поддерживавшие создание специального закона в этой сфере, спешке оказались не рады.
Предыдущая версия этого законопроекта была написана столь казуистически, что президентский совет по совершенствованию законодательства рекомендовал полностью переписать этот документ. Однако, по мнению Воронина, именно законопроект Минэкономразвития в конечном счете получит "зеленый свет".
"Давайте говорить начистоту, какие законопроекты проходят все голосования, подписываются президентом? Написанные правительством. Есть правительственный закон, а все альтернативные могут чуть-чуть повлиять на него. Его дорабатывают совместно", — заявил Воронин.
"Закручивание гаек"
Частично в основу законопроекта Минэкономразвития, внесенного Нарышкиным и Матвиенко, легли предложения по регулированию рынка, которые разработала НАПКА, рассказал Воронин. Дальнейшая его доработка велась путем внесения различных запретов для коллекторов.
"Конструкция остается неизменной: появляется некий реестр (профессиональных взыскателей – ред.), появляются некие требования к компаниям и лицам, осуществляющим взыскание, по-прежнему не появляется ответственность граждан за уход от оплаты, а граждане часто бегают, скрывают свои контактные данные", — подчеркнул директор ассоциации.
Законопроект прямо ограничивает число личных встреч, телефонных переговоров и иных способов взаимодействия с должником. Так, взыскатель может проводить личные встречи с должником не более одного раза в неделю, звонить по телефону не более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц.
"Поскольку наш законодатель не понимает фразу "разумное число звонков", хотя в законодательстве есть такие подходы, когда говорят "разумное число раз", то сейчас он пошел по пути формальной регламентации. Что это означает на практике? Да сто миллионов споров будет, кто и сколько раз звонил", — указал Воронин на проблему.
Более того, законопроект предлагает и вовсе наделить должника правом на отказ от взаимодействия с взыскателем через три месяца с даты возникновения просрочки.
Взыскивать долги, согласно проекту закона, смогут лишь организации с чистыми активами от 10 миллионов рублей. Также занимающиеся взысканием долгов компании должны будут заключить договор обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику со страховой суммой не менее десяти миллионов рублей в год.
"По существу идет речь о дублировании "препятствий для выхода на рынок". При изменяющемся законодательстве и "истерии" в печати стоимость страхования ответственности взыскателя может оказаться чрезвычайно велика, как в ситуации с застройщиками, которые не могли работать, так как стоимость страховки оказалась исключительно велика", — обратил внимание Воронин на другую проблему.
Обратный эффект
Законодательство, регулирующее деятельность по взысканию долгов, которое должно защищать интересы должников, на практике может привести к ухудшению их положения, если не будут учтены интересы желающих работать в правовом поле взыскателей, полагает Воронин.
"Если мы очень сильно "закручиваем гайки" на процессе взыскания, то получим даже обратный эффект. Сложно какому-либо кредитору найти человека, который с левых симок будет звонить и говорить что угодно? Теоретически, если его поймают, его могут оштрафовать, поскольку он занимается взысканием незаконно и еще хулиганит. Но будут ли его искать с левыми симками по городу, по стране?", — задает вопрос представитель коллекторской ассоциации.
В случае принятия законопроекта в нынешнем виде, по-прежнему ничто не будет препятствовать "черным коллекторам" заниматься взысканием, так как если их раньше не останавливал УК РФ, то не остановит и статья в КоАП РФ.
"При чрезмерном ограничением прав профессионального взыскателя преступники будут широко востребованы, как более эффективные. И люди с сим-картами, оформленными на посторонних лиц, с незарегистрированными колл-центрами на IP-телефонии, "интересующиеся" здоровьем должника, занимающиеся расклейкой объявлений, будут "взыскивать" у всех, в отношении кого действуют ограничения, введенные законом", — предупредил Воронин.
Интересы взыскателей
Хороший с точки зрения профессиональных взыскателей закон, по мнению Воронина, должен не только обязывать игроков входить в соответствующий государственный реестр, но и в саморегулируемую организацию.
"Не все можно определить в законе, например по законопроекту компания с названием "Взыскатели Кавказа" должна быть зарегистрирована при соблюдении требований закона, но она никогда не войдет в НАПКА, так как понятно, что название используется для давления на должника", — пояснил Воронин.
Чтобы долги не попадали на взыскание к "черным коллекторам", по мнению Воронина, необходимо обязать кредиторов передавать долги на взыскание только профессиональным взыскателям.
"Представьте себе, если бы взыскатели имели доступ к информации о том, телефон этого человека принадлежит ему или не ему. Просто "да" или "нет". Телефон Иванова? Если нет, то ты не имеешь права по нему звонить", — описал возможный механизм работы Воронин.
Законопроект, по мнению директора коллекторской ассоциации, должен содержать и требование о добросовестности должника. К признакам такой добросовестности, по словам Воронина, можно было бы отнести отсутствие произвольных контактных данных в анкете, которую гражданин оформлял при оформлении кредита, своевременное информирование кредитора о наличии проблем с оплатой, неуклонение от контакта с кредитором и взыскателем, а также частичное выполнение ранее данных обязательств по оплате, в том числе при реструктуризации долга.