МОСКВА, 26 фев — РИА Новости. Резолюция Совета Безопасности ООН по КНДР вряд ли заставит Пхеньян отказаться от развития ракетно-ядерной программы, Северная Корея продолжит наращивать военный потенциал, пока сохраняются угрозы ее безопасности со стороны США, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Вопросы интерпретации
Завотделом Кореи и Монголии Института Востоковедения Александр Воронцов признал, что "проект резолюции выглядит значительно более жестким, чем предшествующие", но эффективность ее воздействия на КНДР будет зависеть от интерпретации рестриктивных мер ключевыми странами.
Он напомнил, что США всегда были склонны к расширительной интерпретации запретов, "пытаясь придать санкциям удушающий характер, чтобы ускорить кризисные явления в экономике КНДР и ускорить коллапс и смену режима в КНДР".
"То есть санкции в интерпретации США направлены не только на ограничение дальнейшего развития ядерной программы, но и против гражданского сектора. Подход США всегда просматривался и просматривается и сейчас", — заявил он.
Китай и Россия, в свою очередь, всегда сохраняли другой подход, отметил Воронцов.
"Они подписывают и выполняют те санкции, которые направлены на ограничение ядерной деятельности, военно-промышленного комплекса, но не затрагивают гражданский сектор. Это принципиальная позиция — санкции не должны подрывать нормальную экономическую жизнь КНДР и приводить к снижению жизненного уровня в КНДР", — подчеркнул эксперт.
"Время покажет, как все стороны этот документ воспринимают и интерпретируют. Тот же запрет поставок авиационного топлива… Насколько мне известно, в процессе согласования Китай согласился прекратить поставки топлива для военных самолетов, не для гражданских. В заявлении Саманты Пауэр это разделение отсутствует. Вот уже пример различий в подходах и интерпретации", — добавил он.
"Как показывает практика предшествующих лет, основными действующими игроками в согласовании санкций против КНДР были США и Китай. Если опираться на предшествующий опыт, после того, как КНР и США достигали компромиссного варианта, другие члены СБ ООН, в том числе Россия, этот вариант поддерживают", — пояснил он.
КНДР не откажется от ядерных испытаний
Воронцов скептически оценил возможность достижения главной цели резолюции — изменение политики КНДР.
"Как показывает опыт, они эти санкционные резолюции, которые принимались начиная с 2006 года, с первого ядерного испытания, в КНДР отрицали с порога, называя их несправедливыми, примером двойных стандартов. Выполнять эти резолюции и считать себя ими связанными они не соглашались. Скорее всего, так будет и сейчас. В поведении КНДР вряд ли какие-то изменения произойдут", — заявил он.
Он отметил, что "решимость КНДР продолжать свою ракетно-ядерную программу очень серьезна, политическая воля есть".
"Они это воспринимают как необходимость в современных международных условиях, когда неугодные Вашингтону режимы свергаются один за другими, в том числе с использованием военной силы. Международное право не способно защитить малые государства от произвольной политики великих держав, прежде всего США. Примеры Ливии, Сирии сейчас, перед этим Ирака, Югославии весьма красноречивы, КНДР всегда на это указывает. В этих условиях создание, а теперь и совершенствование ядерных сил сдерживания, как они их называют, является для них приоритетной задачей, и они от нее не откажутся в условиях сохранения враждебной политики США", — пояснил эксперт.
Экономика КНДР также сильно от санкций не пострадает, считает Воронцов. По его словам, запуск спутника показал, что КНДР сохраняет потенциал экономического развития.
С этим мнением соглашается заведующий центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения Дмитрий Мосяков.
"Эта резолюция только усиливает в Пхеньяне ощущение исключительности северокорейского режима. Нет реальных рычагов повлиять. Они создали такую экономику, которая крайне мало зависит от всяких западных санкций и любых санкций", — заявил Мосяков.
Кроме того, он, как и Воронцов, отметил разницу в подходах США и Китая как основных авторов резолюции.
"Что бы Китай ни делал, все равно он зависит от желания сохранить Корею как промежуточное звено. Китай абсолютно имеет определенную зависимость. Он не может ослаблять Северную Корею до такой степени, что она падет к ногам американцев и южнокорейцев. Так что просто происходит очень серьезная игра. Китай показывает Северной Корее, что вы должны нас слушать, мы можем разозлиться, но реально сдавать Северную Корею явно никто не собирается и нет никаких интересов у Китая в том числе. Это все разговоры, которые ощутимого результата в влиянии на ядерную программу никогда не возымеют", — заявил он.
Развивая мысль о решимость КНДР развивать ядерную программу, Воронцов отметил, что это можно в том числе объяснить и тем фактом, что "и в Вашингтоне, и в Сеуле, и в Токио не скрывают, что то, что они на практике обсуждают, – это смена режима, поэтому иллюзий в Пхеньяне нет".
При этом он добавил, что возможность урегулировать проблему ядерной программы Пхеньяна есть.
"Необходимо вовлечь КНДР в конструктивные переговоры, равноправные, с признанием ее объективных заинтересованностей и озабоченностей в сфере безопасности, дать ей серьезные гарантии в этой сфере", — пояснил он.
КНДР, по его словам, продолжает программу, потому что "ощущает себя в острой ситуации небезопасности". Он напомнил, что год назад КНДР предлагала США прекратить двусторонние военные маневры в Корее в обмен на мораторий на развитие ядерной программы.
"Нормальное, конструктивное предложение. Но у США другие цели – это смена режима", — добавил он.