МОСКВА, 19 фев — РИА Новости. Глава "Русала" Олег Дерипаска в пятницу, выступая на Красноярском экономическом форуме, сделал ряд громких заявлений. Его риторика не была столь критичной по отношению к правительству, как в конце января в Давосе, однако касалась бюджетной политики, замещения импорта, прогнозов по нефти и рублю, развитию долгового рынка РФ.
Сделал бизнесмен и ряд замечаний в адрес чиновников. Правительству он рекомендовал создать еще шесть-восемь крупных госбанков и назначить в их руководство чиновников, которые это самое правительство покинут. А властям Москвы — работать не на расширение города, а на расселение.
Аналитики согласились с мнением, что в условиях непредсказуемости на нефтяном рынке стоимость "черного золота" может упасть до 18 долларов за баррель, а курс доллара взлететь до 100 рублей. Также поддержку нашли слова Дерипаски о провале политики замещения импорта. Однако предложение увеличить дефицит бюджета до 10% в целях стимулирования будущего экономического роста опрошенные считают нереализуемым.
Нефть — 18, доллар — 100
Говоря о сырьевой зависимости РФ, Дерипаска отметил, что в текущей экономической ситуации стоит уже перестать молиться и ожидать, что нефтяные котировки будут расти. По его словам, лучше уже не станет, структурное перепроизводство на рынке надолго.
Кроме того, цена на нефть может снизиться с нынешних 35 долларов до 18 долларов за баррель, а курс доллара в этом случае — подскочить до 100 рублей. "Нужно двигаться, понимая, что это все будет, и строить новую экономику, не забывая то, что было сделано в старой", — добавил он.
"Да, такого рода риски есть. Здесь надо учитывать, что мы это видели на протяжении прошлых нескольких лет — когда цены на нефть снижаются, то это приводит к заметному обесцениванию рубля, — прокомментировал мнение Дерипаски главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. — Но думаю, те уровни, о которых говорит (Дерипаска — ред.), это чрезвычайно экстремальные уровни, которые если и будут достигаться, то кратковременно, но я не думаю, что это все-таки сценарий базовый в нынешней ситуации".
В свою очередь аналитик Росбанка Евгений Кошелев отметил, что сейчас никто не знает, до какого уровня могут упасть нефть и рубль. "Нефть сейчас ведет себя очень алогично — по тому, как она реагирует на отчеты о запасах, на комментарии различных чиновников ОПЕК и России. Тут есть доля спекулятивной составляющей, она может загнать цену на любой уровень — на кратковременный период и до 15 долларов", — заявил он.
"Вопрос в том, что в среднесрочной перспективе этот уровень цен неустойчивый. По той причине, что даже если сейчас объем добычи очень большой, производители рано или поздно будут выбывать с рынка…. Может быть спекуляция (на рынке — ред.), и тогда мы увидим резкий ответ рубля на такую волатильность, и рубль может совершенно свободно до 90-100 рублей доходить на такой волатильности", — пояснил собеседник агентства.
В базовом прогнозе Минэкономразвития на 2016 год отмечается, что среднегодовой курс составит 68,2 рубля за доллар, в консервативном — 75,7 рубля; цена нефти (в базовом сценарии) — 50 долларов.
Модель из XIX века
"Я не верю в импортозамещение как в мантру, импортозамещение, мне кажется, модель XIX века. … Нужно выходить на экспорт, ресурсов не так много, но они у нас есть", — заявил также Дерипаска.
Стоит напомнить, что санкции западных стран и предпринятые российской стороной ответные шаги в 2014 году привели к тому, что стратегия замещения импорта стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства. В 2015 году Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности.
Однако с Дерипаской частично согласен Лисоволик из ЕАБР. "Да, наверное можно согласиться (с Дерипаской — ред.), что даже при том масштабном обесценении рубля, которое произошло, наверное многие ждали большего от импортозамещения", — сказал он.
По словам аналитика, в определенных сферах замещение происходило достаточно успешно — например, в АПК. "Но, скажем, в области обрабатывающей промышленности успехи более ограничены. И здесь уже дальнейшее движение в сторону импортозамещения следует вести не столько за счет попыток обесценить еще больше рубль и ограничить импорт, сколько за счет мер на повышение конкурентоспособности российских предприятий и на вывод наших компаний на зарубежные рынки, где они бы находились в условиях более жесткой конкуренции, что должно было бы способствовать повышению их конкурентоспособности", — заметил Лисоволик.
Не повторить траекторию Бразилии
Кроме того, Дерипаска считает, что России не надо бояться дефицита федерального бюджета в 10% ВВП, если в будущем мы хотим выйти на экономический рост. "Нельзя бояться дефицита. Либо мы остановим спад и начнем экономический рост, а это будет связано с изменением фискальной политики. Я считаю, что первые три года и 10% дефицита — не проблема. Проблема — как этот дефицит размещать. Сначала — долговой рынок", — отметил он.
Между тем, федеральный бюджет 2016 года сверстан с дефицитом в 3% ВВП исходя из среднегодовой цены нефти в 50 долларов за баррель. При этом последние несколько недель нефть торгуется на уровне около 30 долларов за баррель. Как отмечал в начале февраля министр финансов Антон Силуанов, Минфин ставит задачу обеспечить дефицит бюджета РФ не более 3% при цене на нефть 40 долларов за баррель.
Эксперты идею миллиардера не поддерживают. Лисоволик считает ее спорной: если цены на нефть надолго ушли на низкий уровень, то и дефицит бюджета и так будет достаточно продолжительное время на высоком уровне, а это создает риски исчерпания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
"И, конечно, без них, если идет использование этих ресурсов ускоренно для финансирования бюджетных разрывов, это может негативно повлиять на суверенный рейтинг РФ и привести к увеличению стоимости заимствований. Ну, и, помимо всего прочего, это рост уровня госдолга", — отметил аналитик.
Поэтому надо очень аккуратно относиться к вопросу о балансе между финансовой стабильностью и достижением более высоких темпов экономического роста. "Думаю, можно говорить, что в какой-то степени этот баланс должен соблюдаться, и для ускорения экономического роста более важны структурные меры, направленные на повышение эффективности экономической системы, а не попытка увеличить резко расходы в условиях, когда фактически государство это себе на продолжительный период времени позволить не может", — пояснил свою позицию Лисоволик.
Кошелев из Росбанка также придерживается мнения, что Россия сейчас не может позволить себе финансировать дефицит в 10% из-за недостающих доходов. В пример аналитик привел Бразилию, в стратегии которой заложен дефицит бюджета в 10% на ближайшие пять лет.
"И это создает давление на ставку, на валюту, на рейтинги. Это неустойчивый сценарий развития. Больше чем уверен, что в Минфине нет намерения повторять траекторию Бразилии. На горизонте двух-трех лет точно не выберут такую тактику таргетировать большой дефицит. Скорее будет таргет по сжатию дефицита в разумных переделах, взятие под контроль неэффективных расходов", — подытожил он.
По оценке S&P, в 2015 году падение ВВП Бразилии составило 3,5%, по итогам 2016 года составит 3%.
Москва и госбанки
По мнению бизнесмена, в России после зачистки ЦБ частных банков практически не осталось. "Осталось практически два банка. Два банка не в состоянии протянуть такую большую страну…. Придется создавать дополнительные государственные банки — то же самое делал Китай. Количество субъектов должно быть больше чем два — то есть 8-10", — пояснил он.
При этом Дерипаска считает, что за основу таких банков можно взять те, которые уже получили докапитализацию через ОФЗ — просто нужно их реструктурировать, наполнить капиталом. Российская финансовая система в нынешнем виде, по его мнению, не способна преодолеть изоляцию, в которую Россия попала из-за санкций. Он отметил, что если ее не изменить, развития в экономике не будет.
Свое внимание глава "Русала" уделил также проблеме перенаселения Москвы.
"Если мы говорим о проблемах и целях, мне кажется, очень важно расселить Москву. Каждый раз, подлетая к Москве, я задумываюсь: что эти люди там делают? Какая нагрузка на нашу экономику. Я считаю, что это реальная проблема. Мы понимаем, что воронка, которая создана во времена сырьевого бума, которая затянула — ее не будет, мы забудем об этом. И с Москвой надо серьезно подумать, не расширять ее, а расселять", — заявил он.