Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
17 февраля в результате подрыва заминированного автомобиля в центре турецкой столицы погибли 28 человек, и по информации телеканала Ülkе TV, 22 из них — военные летчики. В этот же день Анкара вновь выступила за создание буферной зоны на севере Сирии — для обеспечения национальной безопасности Турции. Ранее турецкая артиллерия несколько дней обстреливала бойцов курдских сил самообороны на авиабазе Миннех, и премьер Ахмет Давутоглу назвал это ответом на угрозу турецкой границе. Но задумаемся — там ли угроза?
18 февраля на юго-востоке страны в районе турецкого города Лидже сработало взрывное устройство на пути следования военного конвоя. Ранее мы писали о высокой вероятности продолжения серии терактов в Турции из-за ошибок во внутренней и внешней политике.
Только за последние дни на юго-востоке Турции силами МВД уничтожено около одной тысячи курдов. Это настоящая гражданская война. Однако и внешняя, и внутренняя политика генерируются и корректируются в Анкаре, а не на территории соседних стран. Разрушенная войной Сирия даже теоретически не представляет для Турции военной угрозы.
Как правило, государства создают глубоко эшелонированную систему оборонительных сооружений на собственной приграничной территории, не более того.
Сирия — суверенное государство
Сирийская Арабская Республика — не Югославия и не Ливия, уверен, что здесь не будет бесполетных зон, политического хаоса, дробления территории и расхищения национальных природных ресурсов.
Вашингтон остается суровым и безапелляционным в отношении России — 18 февраля глава Пентагона Эштон Картер в очередной раз заявил в эфире утреннего шоу CBS This Morning, что России и Ирану аукнутся их действия в Сирии. Вероятно, в Пентагоне забывают о собственном многолетнем бездействии на фоне американского проекта "арабской весны" и побочного эффекта "весны" в виде группировки ИГ ("Исламское государство", запрещена в РФ). И все же Москва и Вашингтон в равной степени обеспокоены обстрелами сирийской территории со стороны Турции, и расценивают эти обстрелы как поддержку терроризма. Курды располагают документальными подтверждениями турецкой поддержки группировок ИГ, "Джебхат ан-Нусра" и других. А турецкий президент Тайип Эрдоган все равно заявляет, что Анкара не позволит сформировать на севере Сирии статус-кво, который противоречит воле Турции.
Одновременно Минобороны РФ отмечает повышение активности боевиков на юге и на севере Сирии.
Возможно, Анкару нервирует появление на геополитическом горизонте курдского государства. Множество аналитиков сходятся в одном: автономия на севере Сирии — объективная реальность. Курды успешно ведут борьбу против ИГ, и 40-миллионный курдский народ вполне может рассчитывать на новый геополитический статус.
ИГ защищает интересы Турции
Искусственно созданная структура ИГ опасна сама по себе, но еще опаснее ее тайные создатели, идеологи, покровители.
17 февраля канцлер ФРГ Ангела Меркель вновь заявила в бундестаге, что бесполетная зона в Сирии ускорила бы процесс политического урегулирования. А глава МИД РФ Сергей Лавров прокомментировал это как турецкую инициативу.
Политики еще сражаются на трибунах, но уже заготовлены карты и планы реальных боевых действий, перегруппировываются войсковые подразделения, завозятся боеприпасы, горючее для техники и даже пластиковые пакеты (с учетом неизбежных потерь). Вероятно, турецкие руководители воспринимают пограничный конфликт с Сирией меньшим из зол, в сравнении с возможностью возникновения курдской автономии.
Кстати, Анкара уже держит свои войска на соседней, иракской территории — без согласия Багдада. Есть такая турецкая пословица: "Родина не там где родился, а там где насытился" (İnsanın vatani doğduğu yer değil, doyduğu yerdir).
Многие люди на Западе трезво оценивают происходящее. Французский аналитик Ролан Ламбарди отмечает, что отстаивая свои интересы на Ближнем Востоке, Россия одновременно защищает интересы Европы, а угроза для мирового сообщества исходит от Турции и Саудовской Аравии.
Поддержка Турцией террористических группировок на территории Сирии (и Ирака) объясняется идеологической близостью и общими стратегическими интересами. Однако бандиты с автоматами от этого не становятся политической оппозицией.
Не думаю, что Россия намерена годами распутывать этот искусственно созданный гордиев узел. Здесь все очевидно: если террористические группировки в Сирии существуют сами по себе — они будут уничтожены, а если являются инструментом третьих стран, они будут уничтожены с ударом по рукам третьих стран. Подчеркну: уничтожены неизбежно, легитимно, с соблюдением всех норм международного права.