МАНЧЕСТЕР (штат Нью-Гэмпшир, США), 9 фев – РИА Новости, Григорий Дубовицкий. Кандидат в президенты США от демократической партии Берни Сандерс провел последнюю встречу с избирателями накануне намеченных на вторник в штате Нью-Гэмпшир предварительных выборов (праймериз).
Согласно данным соцопросов, Сандерс более чем на 10% опережает своего конкурента по партии экс-госсекретаря Хилари Клинтон – за него готовы проголосовать более половины демократов штата.
Политик не удивил собравшихся новыми идеями, поскольку главной задачей было не приобрести новых сторонников, а сохранить старых. Однако для того, чтобы стать фаворитом не на словах, а на деле, сенатору необходимо было максимально мобилизовать свой электорат. И именно это он постарался сделать в своем выступлении в крупнейшем городе штата Манчестере.
Творческий вечер
Местом проведения собрания сторонников Сандерса его штаб выбрал Palace Theatre — небольшой провинциальный театр, встречу в котором вполне можно было бы принять за творческий вечер заслуженного работника культуры, а не политика. Однако о том, что здесь проходит предвыборное мероприятие сразу напомнили активисты и сторонники сенатора, которые у входа развернули пусть и не бойкую, но идейно выдержанную торговлю сувенирной продукцией с его изображением: футболки с Сандерсом "супер-героем" по 20 долларов, значки и магниты по пять. Печати на банкнотах, обличающие засилье финансовой олигархии в США, можно и вовсе поставить бесплатно.
Главным девизом атрибутики выбрана фраза "Feel the Bern" ("Почувствуй Берни"), которая похожа на выражение "Feel the burn" — приблизительно это переводится как "почувствуй жжение", что можно понимать и как намек на "революционные изменения", которыми грозит Сандерс "олигархам с Уолл-стрит".
Если обычный театр начинается с вешалки, то предвыборный – с усиленного досмотра на входе, который проводят прикомандированные к кандидатам сотрудники Секретной службы США (в обычное время они охраняют президента страны). Еду и напитки проносить нельзя, а в остальном зайти может любой желающий.
Камерную театральную обстановку в зале нарушают многочисленные журналисты с фото и видеоаппаратурой, а также непривычное музыкальное сопровождение – вперемешку с прославляющими Америку песнями звучит регги Боба Марли и протестный рок Нейла Янга. "Радуйтесь жизни в свободном мире", — доносятся из колонок слова песни, созвучные с девизом Нью-Гэмпшира "Живи свободным или умри".
Молодые сердцем
Публика, разумеется, в основном либерально-демократическая, причем не только из Нью-Гэмпшира. Вопреки распространенному представлению, что Сандерса поддерживает социалистически настроенная молодежь, в зале довольно много людей пожилого возраста.
"Не важно, сколько нам лет. Мы молоды сердцем, а будущее – за Берни", — уверенно говорит Мэри Кротти, приехавшая на встречу из соседнего штата Массачусетс. Ее муж Уильям в свою очередь признает, что у главного конкурента Сандерса экс-госсекретаря Хилари Клинтон богатый опыт, но "у нее чудовищная поддержка Уолл-стрит", что "угрожает демократии". Импонируют супругам и внешнеполитические взгляды сенатора.
"Он больше выступает за переговоры и за то, чтобы реже использовать военную силу. Как вы знаете в России, наша страна всегда имеет намерение использовать военную силу. Мы тратим деньги, игнорируем инфраструктурные проблемы в США, вызвали враждебность у остального мира, привели к созданию "Исламского государства" (запрещена в РФ). Это ужасно", — с горечью констатирует Мэри.
Голосовать за Сандерса супруги собираются в родном штате в марте.
Будущее, в которое мы верим
Впрочем, в зале также большое количество молодежи, тинэйджеров и даже детей с плакатами "Будущее, в которое мы верим" — главным слоганом кампании Сандерса.
Молодая мать Леа Матц приехала вместе с мужем и трехлетним сыном поддержать сенатора из его родного штата Вермонт. Свое будущее и будущее своей семьи она связывает только с Сандерсом: по ее словам, в Америке должны закончиться времена, когда люди "много и тяжело работали", но не получали за это достойную зарплату.
"Поднять минимальную зарплату", — внезапно вступает в разговор малыш, цитируя кандидата в президенты.
Обеспокоена женщина и ситуацией в сфере здравоохранения: реформа "Obamacare", по ее словам, так и не смогла сделать для простых американцев доступной ту медицинскую помощь, которую в странах Западной и Восточной Европы "воспринимают как должное". При этом Леа апеллирует к опыту своего отца – выходца из советской Югославии.
"Я не боюсь социализма. Это слово стало ругательным в США совершенно необоснованно. Настоящее ругательное слово – капитализм", — продолжает сторонница Сандерса.
Не менее решительно женщина выступает и за смену внешнеполитического курса США.
"Я не чувствую гордость за Америку, которая доминирует. Страна, которая столько тратит на военную машину, запугивает все остальные страны в мире – это не та Америка, которую я хочу", — говорит Леа.
Внешнеполитический курс считается одним из наиболее слабых мест в программе Сандерса и подвергается критике, как со стороны республиканцев, так и опытного дипломата Клинтон.
Старые песни о главном
Наконец, после томительного ожидания на сцене, где уже выстроилась большая группа поклонников, появляется Сандерс. В традиционно неброском костюме, рубашке без галстука и жилетке – в Нью-Гэмпшире в эти дни минусовая температура.
Непродолжительная, менее часа, речь сенатора так же традиционна и посвящена знакомым всем сидящем в зале проблемам: коррумпированным выборам, которые находятся под контролем олигархов с Уолл-стрит, завышенным ценам на здравоохранение и образование, низким зарплатам. Охрипшим за время бесчисленных выступлений голосом политик призывает покончить с несправедливостью и совершить социальную революцию. Один из сторонников не выдерживает и выкрикивает "Эти… украли мою страну!", вставляя непечатное слово.
"Я бы не стал употреблять именно такое слово, но это близко к тому, что есть на самом деле", — с улыбкой замечает Сандерс.
Далее он привычно критикует своих оппонентов – Клинтон за связь с олигархами, Трампа за отрицание глобального изменения климата, а остальных республиканцев за консерватизм и вообще неправильное понимание демократии. "Старые песни о главном" встречают бурными аплодисментами.
Вопросы без ответа
Сандерс заканчивает выступление и медленно уходит за кулисы. Вопросы из зала в этот раз не предусмотрены. Люди расходятся в разном настроении.
"Я бы хотел услышать о реформе уголовного судопроизводства, о которой он почти не сказал. У нас целое поколение "сидит", особенно среди афроамериканцев! А ведь отправить молодежь в колледж стоит дешевле, чем упрятать за решетку", — говорит житель Нью-Гэмпшира Дэвид Келлер.
То же самое касается и идей во внешней политике, которые в этот день Сандерс практически не затронул.
"Он против военного вторжения в Сирию. О`кей, отлично! Но дайте мне выход из сирийского конфликта, из проблем, которые снова появляются в Афганистане, объясните, как мы будем строить отношения с Ираном", — просит избиратель.
Мужчина признается, что несмотря на близость во взглядах с Сандерсом на "социальную справедливость" изначально он планировал поддержать другого кандидата – Мартина О`Мэйли, но тот уже снялся с выборов. В то же время сенатору он отдает предпочтение в сравнении с Клинтон, а ей в свою очередь – в сравнении с республиканцами.
"Главное, о чем бы я хотел его спросить, как он все это собирается делать, как он собирается проводить реформы через конгресс — это сложно. Я пока не определился (поддержать ли Сандерса – ред.). Но я точно буду голосовать за демократов в ноябре", — добавляет с некоторым разочарованием другой сторонник партии Брент Шейфер.
На выходе из театра к тому времени начался необычный пикет: трое молодых людей в еврейских шляпах развернули плакат "Иудеи против сионизма" в защиту палестинцев. Это никого не удивляет – здесь привыкли уважать самые нетрадиционные взгляды. Однако в штабе Сандерса понимают, что победить на праймериз сенатору помогут не увлеченные молодые активисты, а широкий круг демократически настроенных избирателей, доверие которых надо завоевать в борьбе с искушенной в политике Хилари Клинтон.