БРЮССЕЛЬ, 2 фев — РИА Новости, Александр Шишло. Председатель Евросовета Дональд Туск в рамках подготовленного им проекта предложений по законодательным реформам в ЕС предложил странам сообщества механизм внесения поправок в наднациональное законодательство.
Согласно проекту документа, опубликованному во вторник в Брюсселе, если "в течение 12 недель" после поступления проекта законодательного акта на рассмотрение стран ЕС 55% членов национальных парламентов выскажутся за внесение в него поправок, Совет ЕС обязан будет обсудить предложения и принять надлежащие решения.
"Представители государств-членов (ЕС) в Совете (ЕС) прекратят рассматривать проект конкретного законодательного акта, если в него не будут внесены поправки с учетом озабоченностей, выраженных в обоснованных мнениях", — говорится в решении Европейского совета, подготовленном Туском.
В нем говорится также, что компетенции, переданные государствами ЕС Евросоюзу, "могут быть изменены — как увеличены, так и сокращены — только путем пересмотра договоров при наличии согласия всех стран-членов".
При этом документ допускает возможность перехода членов ЕС к более "глубокой степени интеграции" без консультаций с другими странами сообщества.
Страны ЕС имеют право определять национальную социальную политику
В сформулированном главой Евросовета проекте решения признается право стран ЕС определять и реализовывать национальную социальную политику и политику в сфере занятости, включая "определение условий для доступа к (социальным) пособиям".
В целях предотвращения риска подрыва устойчивости системы социального обеспечения государства-члена ЕС, отмечается в документе, свободное передвижение рабочей силы "может быть ограничено пропорциональными мерами, соразмерными преследуемой правовой цели". При этом право экономически неактивных лиц проживать в принимающем государстве ЕС подпадает под общеевропейское законодательство для таких лиц и зависит от того, имеют ли они достаточно финансовых ресурсов для себя и членов своей семьи, а также медицинскую страховку, чтобы "не стать бременем для системы социальной помощи принимающего государства".
"Государства-члены (ЕС) имеют возможность отказать в предоставлении социальных льгот для лиц, которые осуществляют свое право на свободу передвижения исключительно для того, чтобы получить социальную помощь государств-членов, хотя они не имеют достаточных ресурсов, чтобы требовать право на жительство", — говорится в документе.
В нем отмечается также, что в виду перспективы дальнейшего расширения Евросоюза странам-членам сообщества надлежит согласовать "соответствующие переходные меры" в отношении свободного передвижения рабочей силы из новых государств-членов ЕС. "В этом контексте принимается к сведению позиция в отношении подобных переходных мер, выраженная Соединенным Королевством", — говорится в документе в проекте решения Совета ЕС.
В заключение в нем подчеркивается, что данное постановление вступает в силу после того, как правительство Великобритании проинформирует Совет ЕС о том, что страна "решила остаться членом Европейского совета".
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон считает, что обнародованные во вторник предложения председателя Европейского совета Дональда Туска по законодательным реформам в Евросоюзе свидетельствуют о прогрессе, достигнутом на переговорах Великобритании и ЕС.
Cам Кэмерон считает, что Великобритании лучше остаться в Евросоюзе, но при условии проведения серьезных реформ ЕС и пересмотра условий членства Соединенного Королевства. Требования касаются четырех сфер: конкуренция, суверенитет, социальная политика и экономическое управление.
Во имя финансовой стабильности
Туск предложил также странам ЕС одобрить ряд принципов для обеспечения взаимного уважения между членами сообщества, участвующими в углублении европейского монетарного и экономического союза, и теми государствами ЕС, которые этого не желают.
В то же время в проекте решения лидеров стран ЕС по реформам в сообществе говорится, что принимаемые меры по дальнейшему углублению монетарного и экономического союза (фактически, еврозоны — ред.), не будут обязательными для стран ЕС, которые не используют единую европейскую валюту. Однако такие государства смогут на добровольной основе присоединиться к их применению.
Однако и сейчас новые правила, касающиеся, к примеру, введенного около года назад единого механизма надзора за банками (SSM) применяются к странам еврозоны и тем государствам ЕС, которые захотят принять в этом механизме участие. SSM — одна из составляющих формируемого в ЕС банковского союза, а он, в свою очередь, является очередным шагом по углублению монетарного и экономического союза внутри ЕС.
В проекте решений по Великобритании говорится также, что страны ЕС, не применяющие евро, не должны препятствовать углублению монетарного союза. "(Они) не должны препятствовать имплементации законодательства, напрямую связанного с работой еврозоны. Также они должны воздержаться от мер, которые могут подвергать риску достижение целей экономического и монетарного союза", — говорится в документе.
Кроме того, "экстренные и кризисные меры, направленные на сохранение финансовой стабильности еврозоны, не будут влечь за собой бюджетных обязательств для стран ЕС, которые не применяют евро", или для тех государств, которые не участвуют в банковском союзе, говорится в документе.
При этом финансовой поддержкой проблемных стран еврозоны в настоящее время занимается Европейский механизм стабильности (ESM), капитал которого сформирован за счет взносов стран еврозоны. Фонд занимает средства на рынке для поддержки нуждающихся государств.
Туск также предлагает работать над усилением конкуренции. "Мы будем регулярно оценивать прогресс в упрощении законодательства и снижении нагрузки на бизнес", — говорится в проекте решения Евросовета.
Теперь предложенный Туском проект решения Евросовета обсудят в пятницу официальные представители стран ЕС, а затем документ подлежит утверждению на саммите сообщества 18-19 февраля в Брюсселе. Труднее всего ЕС согласиться с требованием предоставить Лондону право не выплачивать социальные пособия мигрантам из стран ЕС в течение первых четырех лет после их прибытия. Против этого возражают восточноевропейские государства сообщества.
Референдум в Великобритании по вопросу о сохранении членства в ЕС должен пройти не позднее конца 2017 года, однако, по многим прогнозам, может состояться в июне этого года.