Владимир Лепехин
Даже предупреждая Россию о грозящих ей опасностях, западные журналисты часто умудряются оставаться в рамках расхожих пропагандистских штампов. Так, колумнисты журнала National Interest обозначили вызовы и риски, на которые российские власти, выстраивая внешнюю политику в 2016 году, должны обратить особое внимание.
Основные вызовы для России по версии National Interest
По мнению NI, Россия мудро справляется с кризисами. "Москва сохраняет полный суверенитет в войне XXI века", — утверждают эксперты издания, говоря о российской операции в Сирии. При этом они допускают, что конфликт РФ с Турцией может перерасти в противоборство в киберпространстве с последующим нарушением работы спутниковых систем связи. Кроме того, Москва рискует быть втянутой в конфликт суннитов и шиитов на стороне Ирана.
"Быстрое разрешение украинского кризиса крайне маловероятно, — считают аналитики NI, — маловероятна и война". Киев продолжит бомбить Донбасс и уклоняться от переговоров по урегулированию конфликта, поддержка Украины Соединенными Штатами не ослабнет, а санкции против РФ в 2016 году не будут сняты, полагают авторы NI. Самым же худшим сценарием для России будет падение одной из стран Центральной Азии под натиском вооруженных группировок с юга.
Таковы, по мнению авторитетного издания, основные вызовы и риски, с которыми столкнется Россия в 2016 году.
Между тем названные проблемы в России неоднократно и всесторонне обсуждены и давно воспринимаются как банальности, и я бы не приводил их здесь в качестве примера очередного малопрофессионального анализа российской ситуации западными экспертами, если бы не одно но. Дело в том, что аналитики NI рассуждают о России в традиционном для западных СМИ духе: как о региональной державе и так, будто отношения между РФ и, к примеру, с Украиной — как и отношения России с Турцией или Сирией, — это тот уровень проблем, который заботит Россию более всего.
На самом деле, главные вызовы, с которыми наша страна столкнется в текущем году, выходят за рамки постсоветского пространства и связаны они не с приграничными и все более враждебными России государствами, вроде Украины, Турции или Польши, а с США, НАТО, международными финансовыми структурами, Китаем и исламским миром как таковым.
Уверен: главные вызовы для России носят не межгосударственный и региональный, а межцивилизационный и глобальный характер.
Глобальные угрозы России как мировой державе
Первый и главный вызов для России исходит от США и НАТО, от их гегемонистской и агрессивной политики. Если конкретнее — от тех американских и связанных с США транснациональных "групп интересов", которые видят в России либо конкурента в мировых делах, либо "отбившуюся от рук" периферию, которую следует поставить на место.
Эти группы столкнулись сегодня с интересами России и российских компаний в поставках нефти, газа, вооружений и технологий в Европу и страны Ближнего Востока. И уже в ближайшее время конкуренция РФ и США может усилиться также в Центральной Азии и Арктике.
Разумеется, геополитические амбиции мирового гегемона распространяются и на политическую сферу, в которой Москва посмела проводить не просто суверенную, но альтернативную Вашингтону политику, направленную на укрепление авторитета ООН и формирование многополярного мира. А значит, попытки Госдепа минимизировать политическую роль России в мире в текущем году будут только нарастать, в том числе — в направлении дальнейшей дискредитации правящих в России элит и лично Владимира Путина.
Третьим вызовом для России в 2016 году станет радикальный исламизм, который отвлекает на борьбу с собой значительные материальные и кадровые ресурсы РФ и, в принципе, способен взорвать Центральную Азию, если спонсорам ИГ (запрещенная в России группировка "Исламское государство") удастся договориться с талибами об атаке на одну из центральноазиатских стран.
И, между прочим, такая атака (к примеру, в направлении Таджикистана или Туркмении) вполне реальна уже в самое ближайшее время. Ну не с Ираном же саудитам воевать, чтобы остановить падение мировой цены на нефть.
Четвертый глобальный вызов — нарастающий экономический кризис в Китае, который может ударить не только по китайско-российскому товарообороту, но также по целому ряду совместных проектов в финансовой сфере, в энергетике, логистике и т.п.
Впрочем, вызов России со стороны Китая будет связан, как я полагаю, не только с ухудшением экономической ситуации в этой стране, но и с активизацией КНР и китайских компаний на территориях с традиционным влиянием РФ. В частности, неделю назад в ходе визита в Тегеран главы КНР Си Цзиньпина Пекин установил отношения всеобъемлющего стратегического партнерства с Ираном. Всего стороны подписали в общей сложности 17 соглашений, в том числе в сфере мирного атома. "Мы поставили цель повысить объем двустороннего товарооборота в следующие 10 лет до 600 миллиардов долларов", — заявил по итогам визита главы КНР в Тегеран президент Ирана Хасан Роухани.
Полагаю, что попытки перехвата Китаем влияния у России не только в Иране, но также в Египте, Йемене и ряде стран Центральной Азии в текущем году будут только нарастать, на что Россия обязана ответить встречными активностями в рамках ЕАЭС и ШОС.
Внутренние вызовы и риски
Пятый глобальный вызов для России в 2016 году, который может стать решающим, — это ситуация в национальной экономике, где налицо рецессия, попросту говоря, спад. При этом в экономических элитах (включая федеральных чиновников), призванных представить стране, а затем реализовать антикризисный план, похоже, образовались три "партии".
Первая "партия" — это группа пораженцев, которые, в принципе, отказали России в возможности развития.
Вторая "партия" — реваншисты, стремящиеся использовать кризис в правительстве РФ для того, чтобы привести в него "новых старых" либералов, дабы продолжить начатый во времена Гайдара курс на прозападные экономические реформы.
И третья группа — паникеры, полагающие, что в нынешней ситуации нет ничего лучшего, кроме как усилить административные методы управления экономикой. Отсюда, кстати, и разного рода "антикризисные" инициативы фискальных ведомств, предлагающих введение новых штрафов, а также дополнительных налоговых и иных платежей для населения и бизнеса.
Полагаю, что главным внутренним риском для России в текущем году может стать именно неспособность федерального правительства представить стране эффективный антикризисный план, следствием чего может стать еще один, Шестой вызов для РФ — дестабилизация в стране политической ситуации.
Несмотря на высокий личный рейтинг президента страны, нарастание протестных настроений (не против главы государства, но против бюрократии и вообще — против правящего класса), тем не менее, вполне вероятно — в том случае, если все вышеназванные вызовы не будут осознаны и не получат адекватного и приемлемого для России ответа.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников