«Масштаб проникновения «Исламского государства» в Афганистан пока недостаточен, чтобы представлять прямую угрозу странам Центральной Азии, но масштаб внутренних угроз в самих станах Центральной Азии очень велик, и комбинированное влияние этой ситуации внутри стран и внешнего давления как раз и может вызвать серьезные проблемы», — заявил Казанцев на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
В свою очередь, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев отметил, что ситуация в Афганистане остается крайне нестабильной, при этом есть как позитивные факторы, так и негативные.
«В качестве позитивных факторов я бы отметил то, что сейчас Китай стал более активно вовлечен в урегулирование афганского кризиса. Это говорит о том, что Китай готов более активно защищать в Афганистане собственные интересы. Для этого ему нужна некоторая стабильность или, во всяком случае, охрана тех территорий, где происходит добыча полезных ископаемых в интересах КНР», — указал он.
В тоже время, по мнению Евсеева, угрозы со стороны северного Афганистана не надо преувеличивать.
«Если мы посмотрим на количество боевиков, которые находятся вблизи Туркменистана, то это не то количество, которое могло бы реально ухудшить ситуацию внутри Туркменистана. Другой вопрос, насколько армия готова сдерживать эти относительно небольшие проникновения через границу. При этом Туркменистан делает ставку на США, как и Узбекистан. Я думаю, что это совершенно неправильно, потому что если вы посмотрите американские аналитические обзоры, то в них везде, как Узбекистан, так и Туркменистан представляются как режимы фактически тоталитарные. Мне сложно представить ситуацию, когда президент США пошлет войска в Туркменистан для защиты президента Бердымухамедова, как и сложно представить такие действия в отношении президента Каримова», — заявил он.
Что касается Таджикистана, то, по словам Евсеева, для президента Эмомали Рахмона сейчас более важно обеспечение собственной власти в Душанбе, чем обеспечение безопасности границы.
«Не надо преувеличивать угрозу (из Афганистана для государств Центральной Азии), которая, конечно, имеет место. Идут наркотики, могут идти боевики, но в целом власти в Таджикистане оценивают угрозу внутреннюю больше угрозы внешней. Это характерно и для других республик, особенно на фоне неизбежной смены власти в трех государствах из пяти. В этих условиях внутренние угрозы вызывают самую большую проблему, но внешние могут их инициировать. И с этой точки зрения исчезновения буфера в северном Афганистане, появление там разных радикальных организаций, некоторые из которых связывают себя с «Исламским государством» и с «Аль-Каидой», создает неблагоприятный фон для внутренних процессов в близлежащих республиках», — подчеркнул эксперт.