МОСКВА, 7 янв — РИА Новости. Очередной кризис на Ближнем Востоке, вызванный казнью 47 человек в Саудовской Аравии, выводит и без того проблемные отношения американского президента Барака Обамы и монархии Персидского залива на новые уровни разочарования и недоверия, пишет газета Politico.
"Наши отношения в ужасной форме. Эр-Рияд не станет нас слушать, даже если мы захотим быть услышанными", — замечает бывший советник высокого ранга по вопросам Ближнего Востока в администрации президента США Джорджа Буша Элиотт Абрамс.
Источники Politico в Вашингтоне, знакомые с ситуацией в саудовской королевской семье, отмечают, что Эр-Рияд стал более нестабильным и "впал в паранойю" после смерти короля Абдаллы ибн Абдул-Азиза Аль Сауда, на смену которому пришел член "семерки Судайри", брат Абдаллы Салман. Тем не менее взаимоотношения двух государств в нынешнем формате были сложными с самого начала, когда президентом США стал Барак Обама.
"Во время первой встречи Обамы и Абдаллы на конференции в Лондоне в 2009 году камеры поймали американского президента, как многим показалось, кланяющимся в ноги саудовскому монарху", — вспоминает издание. Американский президент тут же подвергся нападкам со стороны консерваторов за подобострастие перед арабским лидером. Летом того же года Барак Обама прибыл в Эр-Рияд на первый прием. Официальная фотосессия прошла на ура — Абдалла поприветствовал Обаму, повесив ему на шею массивную золотую цепь стоимостью в тысячи долларов, однако встреча с глазу на глаз не задалась: монарх ошарашил президента отказом на просьбу поспособствовать зачинавшемуся американцами мирному процессу на Ближнем Востоке.
На пути всех дипломатических усилий встала "арабская весна", отмечает издание. В 2011 году Обама решил отказаться от поддержки египетского президента и ближайшего союзника Эр-Рияда Хосни Мубарака и встал на сторону протестующих. Тогда саудовские чиновники жаловались американским коллегам на президента США: тот отверг надежного арабского союзника, и в Эр-Рияде засомневались в приверженности Обамы к их собственному режиму.
"Эпизод с Мубараком стал для короля Абдаллы худшим из возможных ударов. Он сказал: "Наш защитник поворачивается против одного из нас, и, если он делает это с Мубараком, готов сделать то же самое и со мной", — рассказывает вице-президент и директор исследований внешней политики Института Брукингса Мартин Индайк. Когда Обама начал сотрудничать с тогдашним лидером "Братьев-мусульман" (а их Эр-Рияд считал террористами и расценивал как смертельную угрозу режиму) Мухаммедом Мурси, кризис в отношениях двух стран усугубился.
В ноябре 2013 года саудовские чиновники узнали из новостных лент об очередной инициативе Обамы — попытках американского президента начать тайные переговоры с заклятым врагом Саудовской Аравии, Ираном, добавляет Politico. Эр-Рияд выступал против самой идеи соглашений с Тегераном: саудовцы, с одной стороны, опасались, что Обама планирует стратегический разворот в региональной политике, с другой — были разгневаны тем, что американский президент действовал за их спиной.
"В Эр-Рияде полагали, что они станут главной проигравшей от сделки между США и Ираном стороной", — полагает бывший советник по вопросам Ближнего Востока в администрации Обамы Деннис Росс.
На момент смерти саудовского монарха Абдаллы отношения между двумя лидерами были хуже некуда: они буквально не переносили друг друга на дух, отмечается в статье. С восхождением на престол Салмана Барак Обама начал предпринимать конкретные шаги на пути к примирению: например, он прервал свой визит в Индию, чтобы посетить похороны Абдаллы и отдать почести новому главе арабского государства. Встречного жеста главе Белого дома дождаться не удалось — король Салман отказался от приглашения Обамы и не приехал на съезд суннитских лидеров арабского мира в загородную резиденцию американского президента "Кэмп-Дэвид". Тем не менее США продолжили проводить политику, призванную убедить членов королевской семьи в том, что Вашингтон на их стороне.
Обама поддержал военную кампанию Эр-Рияда в Йемене, несмотря на обеспокоенность внутри администрации — чиновники не понимали, чем может закончиться саудовская инициатива, и беспокоились по поводу жертв среди мирного населения. Американский президент осторожен в комментариях: несмотря на периодическую критику репрессивных правовой и политической систем, Белый дом не торопится осуждать казнь шиитского проповедника Нимра ан-Нимра и еще 46 человек, считающихся властями Саудовской Аравии террористами, замечает газета.
Лучшим способом сменить гнев королевства на милость для США стало бы давление на Иран, считает Деннис Росс. До тех пор, пока Обама не продемонстрирует решительность, отношения Эр-Рияда и Вашингтона будут лишь ухудшаться, что чревато непредсказуемыми последствиями.