ТОКИО, 31 дек — РИА Новости, Ксения Нака. Япония провожает старый год на шесть часов раньше, чем европейская часть России, но одновременно с Якутией и на три часа позже Чукотки и Камчатки.
Это и понятно: все силы уходят на подготовку к Новому году, а именно — на обязательную генеральную уборку. Как правило, ее начинают за месяц до Нового года, а основной марш-бросок совершают в последние три дня. В это время в Японии моют всё: дома и храмы, рабочее место, машины и домашнюю утварь. Слово "генеральная уборка" не отражает того, что происходит в доме японской семьи в это время. Задача заключается не в том, чтобы стало чисто, а в том, чтобы докопаться до грязи и пыли в таком уголке, где ее не то что не видно, но о самом существовании которого обычно даже не догадываются. В аптеках и хозяйственных магазинах резко возрастает ассортимент моющих средств, всевозможных мочалок, тряпок и щеточек, которые помогут вытащить на свет божий последнюю пылинку.
Телеэфир переполнен программами о том, как изловчиться и вычистить унитаз и раковину в таких местах, куда невозможно достать щетками и рукой, как приготовить самодельное средство (при том, что магазины переполнены всяческими мазями, пастами и порошками), чтобы довести до зеркального блеска пригоревшие кастрюли, плиту или краны.
В первый день — ничего не делать
В первый день Нового года японцы едят специальную новогоднюю еду — осэти. Это набор из двух-трех десятков различных видов блюд, каждое из которых имеет какое-либо символическое значение. Раньше их готовили за несколько дней до Нового года для того, чтобы первый день года стал единственным из 365 дней, когда мать японского семейства может не заниматься хозяйством и не готовить — все составные элементы осэти не портятся в течение нескольких дней. Сейчас наборы осэти заказывают за месяц или за два в любом магазине, нижняя планка цены — около 10 тысяч иен (около 80 долларов), верхняя может доходить и до 50 тысяч (около 400 долларов).
Современные японцы, как правило, не очень хорошо знают ритуальный смысл каждого продукта. Более того, сами осэти редко кто считает вкусными. Но каждый год в обязательном порядке утро 1 января начинается именно с осэти: это ностальгия по детству, это обычай, это Новый год, наконец, можно и потерпеть.
Первый день Нового года — единственный, когда не зазорно пить прямо с утра. Это не значит, что вся нация уже с утра плохо стоит на ногах, но на выпившего при свете дня человека никто косо не посмотрит. Считается, что в первый день нужно стараться ничего не делать и не тратить деньги. Если уж и выходить из дома, то для традиционного посещения храма хацумодэ (сейчас к этому отношение не как к ритуалу, а как к хорошей примете) или для того, чтобы навестить родственников.
Еще одна хорошая примета — встретить первый восход. Это не так сложно, потому что встреча Нового года у японцев редко заканчивается позже часа ночи. Для фанатичных охотников за удачей организованы турпоездки — полеты к горе Фудзи с тем, чтобы увидеть восходящее над ней светило. Самолет вылетает из аэропорта в Токио, облетает вокруг горы и возвращается. Это удовольствие, несмотря на несоразмерность длины маршрута и его стоимости, пользуется огромной популярностью, бронировать билеты нужно за пару месяцев.
Еще одна важная примета — первый сон. Считается, что то, что приснилось в ночь на первый или, в крайнем случае, на второй день, определит течение всего года. Этот сон нужно обязательно запомнить, а потом постараться разгадать.