ВЕНА, 10 дек – РИА Новости, Андрей Золотов. Венское общество друзей музыки (Musikverein) пригласило Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского сыграть в будущем сезоне во всемирно известном Золотом зале Музикферайна австрийскую премьеру первой, неоконченной оперы Чайковского "Ундина", рассказал в среду на пресс-конференции в российском посольстве главный дирижер оркестра, Народный артист СССР Владимир Федосеев.
Пресс-конференция, на которой прославленного музыканта тепло приветствовал посол РФ в Австрии Дмитрий Любинский, была посвящена окончанию большого европейского турне БСО и предстоящему празднованию 85-летия оркестра.
Федосеев, который на протяжении десяти лет — с 1997 по 2006 год — возглавлял наряду с БСО еще и Венский симфонический оркестр, хорошо известен и любим в Австрии. Он рассказал журналистам, что Большой симфонический оркестр уже представил "Ундину" в концертном исполнении в Клину и Москве. "Сейчас у нас предложение от Музикферайна исполнить ее в следующем сезоне как премьеру новой оперы Чайковского – никто ее (в Австрии) не знает", — сказал музыкант.
"Чайковский пробовал во всех сферах потом ее осуществить музыкально. И в балете "Лебединое озеро" фактически целиком звучит "Ундина". Во Второй симфонии Чайковского звучит "Ундина". Потрясающе – он всю жизнь питался этим материалом!", — сказал Федосеев.
Масштабное турне
В начале декабря завершилось масштабное турне БСО по Германии, Австрии и Нидерландам, посвященное 175-летию со дня рождения Чайковского. С большим успехом прошли концерты в Гронингене, Эйндховенне, Кёльне, Клагенфурте, Вене, Франкфурте, Утрехте, Дюссельдорфе и Гамбурге. Теперь оркестр готовится к московскому юбилейному концерту 25 декабря, которым оркестр отметит свое 85-летие.
Как рассказал дирижер, в Большом зале Московской консерватории БСО исполнит концерт Йоганнеса Брамса для скрипки и виолончели (солисты Вадим Репин и Александр Князев), фантазии Чайковского "Франческа да Римини" и "Ромео и Джульетта", "Грезы" Шумана и "Полет валькирий" Вагнера.
Федосеев вспоминал, как именно с трех симфонических версий "Ромео и Джульетты" — Чайковского, Сергея Прокофьева и Леонарда Барнстайна – начал он в 1976 году свое восхождение на венский музыкальный олимп. "У меня была температура 40, но я не имел никакой возможности отказаться от этого концерта", — вспоминал он.
Объединяя культуры
Позже были годы работы во главе Венского симфонического оркестра. "Вена для меня город, который меня второй раз родил. Я получил столько потрясающих чувств от Вены, от народа, от культуры венской. И в течение всего времени — я руководил Венским симфоническим оркестром десять лет — я пытался объединять наши культуры, слышать, что нам не хватает, что венским (музыкантам) не хватает. Я пытался, переезжая из Москвы в Вену, добыть эти соединительные качества, и мне это удавалось. Я учился здесь, перенимал все здесь и пытался перенести в Россию – и наоборот", — сказал музыкант.
Федосеев вспоминал, как он был взволнован, узнав, что на его репетиции присутствует легендарный австрийский дирижер Карлос Кляйбер. "Это было для меня величайшее событие в жизни!", — сказал он. "Я пытался брать пример с его служения искусству", — добавил Федосеев.
"Я по характеру весьма стеснительный человек. У меня не было родственников – больших музыкантов. Я шел из народного искусства, пробивался, хотя некоторые считают, что народное искусство второсортно. Я никогда так не считал, потому что искусство всех великих композиторов – и русских, и западных – зиждется на народности, на корнях той страны, в которой они родились", — сказал музыкант, начинавший свою карьеру как баянист.
Универсальный язык
Федосеев, которому в этом году исполнилось 83 года, сохраняет исключительно активный рабочий график. Недавно он вернулся из Японии, где дирижировал прославленным оркестром телерадиокомпании NHK. В будущем году предстоят гастроли БСО по Великобритании и Китаю, рассказал дирижер.
Музыка, по его словам, это универсальный язык, который не нуждается в переводе и позволяет открывать сердца людей, невзирая на сложности международной политики.
"Если закрыть сейчас министерство иностранных дел, а открыть министерство музыкальных дел и сражаться музыкой, я думаю, больше было бы результата. Это, конечно, шутка. Но я знаю, что приезжаешь в страну, в которой политическая ситуация не очень благосклонна к России, и ожидаешь встретить людей, которые будут со мной не разговаривать или как-то несимпатично ко мне относиться. Я открываю дверь на сцену, смотрю – полный зал, и столько улыбок, столько сердечных чувств. Музыка – великая вещь!", — подытожил маэстро.