Отраслевой мемориальный комплекс в Обнинске был создан на базе первой в мире АЭС в 2006 году. Запуск Обнинской станции в 1954 году стал настоящим прорывом не только в энергетике, но и в изменении отношения к использованию атомной энергии — тогда человечество впервые узнало о созидательной силе атома.
О том, какую важную роль играет Обнинская АЭС в новом статусе музейного и образовательного центра, корреспонденту РИА Новости рассказал генеральный директор Государственного научного центра РФ — Физико-энергетического института (ФЭИ) имени А. И. Лейпунского Андрей Говердовский.
— Когда Обнинская атомная электростанция из стратегического объекта превратилась в туристический?
— После того, как было принято решение законсервировать Обнинскую АЭС, потребовалось буквально шесть лет, чтобы убрать с объекта все, что могло представлять опасность. Темпы были ударные, все работали как во времена первых пятилеток.
По решению руководства госкорпорации "Росатом" в 2006 году на базе АЭС открылся музейный комплекс атомной энергетики. За это время экспозиция обновлялась уже несколько раз. Мы стараемся постоянно ее совершенствовать. Там работают очень опытные сотрудники, которые занимаются не только музейной, но и научной деятельностью.
Хочу отметить, что наш институт не наживается на этом деле. Ежегодно станцию посещают около 4 тысяч человек, но плату мы с них не взимаем, а идем на свои собственные расходы. В этом заключается гуманитарная часть нашей деятельности.
— Если посещение АЭС до сих пор остается бесплатным, то за счет каких средств существует этот музейный комплекс?
— Мы существуем за счет средств ФЭИ. Какое-то время госкорпорация "Росатом" нам выделяла некоторые средства на содержание, а потом, благодаря устойчивому финансовому положению института, мы перешили на самофинансирование, несмотря на всякие кризисные явления. Поскольку наше основное предприятие остается прибыльным, "Росатом" разрешил нам использовать собственные средства. В госкорпорации консолидированный бюджет, так что нет большой разницы, придут ли деньги из Москвы или мы потратим свои.
— Обнинская АЭС в свое время стала первым объектом использования мирного атома. Можно ли сказать, что в 2006 году она стала первым музеем, который был создан на базе атомной электростанции?
— Именно так. Мы были первой атомной электростанцией, потом стали первым музеем, созданным на основе этого объекта. Но лидерство для нас — норма, так как мы привыкли всегда быть первыми в своей отрасли — первый наукоград, первая атомная станция — всегда первые, всегда в пилоте. Это ответственно, но очень интересно.
— Кто составляет основной контингент посетителей вашего музея?
— Примерно 50% посетителей музея составляют дети, а вторую половину представляют студенты, специалисты из разных стран и обычные люди.
Например, принца Кентского никак нельзя назвать ребенком, хотя он радовался как ребенок, когда оказался на нашей станции и ему дали покрутить ручки пульта управления первой в мире АЭС. А когда принц возвращался из музея, он сказал своему помощнику: "Представляешь, мы такие старые люди, но и мы прикоснулись к истории!"
— Принцу Кентскому удалось побывать в музее АЭС, а насколько легко организовать подобную экскурсию для рядовых иностранных туристов?
— Я не вижу никаких проблем. Просто подается заявка в обычном порядке и заказывается бесплатная экскурсия как для российских граждан. Конечно, мы набираем организованные группы, потому что доступ на станцию посторонним людям без сопровождения запрещен.
Естественно, мы делаем упор в сторону образования молодежи, потому что это наше будущее. У нас часто бывают студенты, в том числе и зарубежные, которые учатся в России.
На станции присутствует особый дух, благодаря которому людям становится не просто интересно, они начинают восхищаться этим миром и меньше бояться атомной энергии. Можно сказать, что таким образом мы боремся с радиофобией.
— В 2015 году поток гостей из Китая настолько увеличился, что сейчас каждый третий иностранный турист является представителем Поднебесной. Китайцы очень любят путешествовать по местам, связанным с советским прошлым нашей страны. Не планируете ли вы включить Обнинскую АЭС в один из "красных маршрутов"?
— Понимая, что китайские туристы, приезжающие в Россию очень интересуются любыми объектами, связанными с советским прошлым, я бы не хотел, чтобы наш музей заполонили одни лишь гости из Поднебесной. Я человек практический и отдаю себе отчет в том, что если мы будем использовать все свои возможности только ради одних граждан Китая, то что мы будем показывать детям и студентам? Музей же не резиновый.
Комплекс ежедневно посещают экскурсионные группы, иногда мы обслуживаем по несколько групп в день. Когда отмечалось 60-летие атомной энергетики, через музей прошло более 600 человек, среди них было около 40 зарубежных журналистов.
— Сейчас многие музеи проводят дополнительные мероприятия, в том числе и интерактивные. Что в вашем музее делается в этом направлении?
— Мы разработали много проектов, которые ориентированы на использование нашей уникальной научной базы. У нас проводятся научные конференции, в том числе и для школьников, которые проходят и в музее, и на атомной станции. В любом случае каждая конференция или научный форум обязательно включает в программу посещение атомной станции. Причем мы никого не заставляем, все участники сами выражают желание туда попасть.
Есть много интересного и для школьников. Например, проект "Умное сердце". Его оценили очень высоко, а руководитель проекта был выбран "Человеком года" в Обнинске в номинации "Гражданская инициатива". Работа с детьми очень важна, потому что школьники потом поступают в университет, а после него приходят к нам же работать.
Параллельно мы вынашиваем планы определенных интерактивных посещений. Скоро мы сможем показать своим посетителям 3D-экспозицию того, как выглядит ядерный реактор изнутри. Человек, который увидит эту картинку, окажется как бы в самом сердце атомной станции, он будет видеть, как бегает теплоноситель, как вырабатывается электричество.
Развитие музея происходит хоть и не очень быстро, но постоянно. Музейная группа постоянно разыскивает новые экспонаты.
Институт же огромный, повсюду можно отыскать что-нибудь необычное и интересное. Вероятно, скоро в экспозицию попадет что-то, связанное с космосом, возможно, это будут какие-то объекты, которые недавно выставлялись в московском Манеже на выставке к 70-летию атомной отрасли и вызвали огромный интерес у посетителей.
Есть у нас и некоторые задумки по поводу того, чтобы вывезти наши экспонаты за рубеж. Например, в Германию, в музей открытия деления атома, который находится в Институте кайзера Вильгельма. Мы думаем над тем, как обмениваться экспозициями и группами студентов.
Одной из глобальных идей остается создание кольца атомных музеев и всего, что связано с темой атома, особенно с первыми явлениями. Например, в Сарове есть музей атомного оружия, где представлены первые разработки атомной бомбы. Было бы замечательно сделать кольцо первых атомных музеев — это очень хороший бренд. Главное, что есть очень грамотные и мотивированные к работе люди — главный капитал, в который нужно инвестировать.