Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Утром 11 ноября в разных регионах страны сотни большегрузных автомобилей выстроились на федеральных трассах. Масштабы этой акции пока трудно определить, но, по утверждению местных СМИ, в некоторых регионах на дорогах встали до 500 автомобилей. Так их водители выразили несогласие с решением правительства о введении специальной платы за движение грузовиков по этим трассам.
На деле это означает следующее. Для того чтобы, например, привезти из Тулы в Москву фуру с овощами, хозяину машины придется заплатить дополнительно порядка 700 рублей, а если везти груз, скажем, из Орла, то вдвое больше. По подсчетам самих перевозчиков, только аванс, который им придется вносить в начале каждого месяца, составит примерно 15% их месячного оборота.
Владельцы грузовиков встретили нововведение в штыки. В адрес премьера и президента полетели жалобы. Но по-настоящему массовая акция протеста прошла лишь год спустя после решения правительства.
Поскольку размер платы индексируется в соответствии с изменением индекса потребительских цен, то сейчас, к моменту пуска системы "Платон", он должен был составить уже 3,73 рубля. Чтобы сдержать нарастающие протесты транспортников, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, опубликованное во вторник, 10 ноября. Согласно ему, ставка сбора до конца февраля следующего года равна 1,53 рубля, однако уже с 1 марта и до конца 2018 года она будет равняться 3,06 рубля.
На следующий день фуры выстроились вдоль федеральных трасс.
"Правительство подталкивает нас к повышению тарифов"
По его словам, в акции приняли участие водители большегрузных автомобилей не менее чем в 40 субъектах федерации. Например, по разным данным, на трассу М4 "Дон" под Москвой выехали от 80 до 300 грузовиков, примерно столько же на трассу М5 "Урал"; на дорогу Москва — Крым в Белгородской области — около 150 автомобилей, до 400 фур выстроились у въезда в Новосибирск.
"Мы протестуем против грузового сбора и против самой системы "Платон", которую считаем далеко не совершенной. Вводя дополнительную плату, правительство подталкивает нас к повышению тарифов на грузовые перевозки, а это неминуемо приведет к резкому повышению цен практически на все потребительские товары, включая предметы первой необходимости", — говорит Александр Котов.
Несмотря на то что за последние несколько лет в стране подорожали дизельное топливо, запасные части, расходные материалы и комплектующие для грузовиков, тарифы на грузовые автоперевозки в стране почти не менялись — об этом свидетельствуют и данные Роскомстата. Но такая ситуация не может сохраняться долго, убеждены в МПВП.
За все платит потребитель
"Любое повышение цен на логистику отзывается на карманах конечного потребителя — то есть покупателя. Ни транспортники, ни производители продовольствия и промышленных товаров для населения взять эти расходы на себя не могут — они просто "вылетят в трубу", — говорит экономист, доцент Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К.А.Тимирязева Игорь Абакумов.
По его словам, московские предприятия-переработчики сельхозпродукции сегодня вынуждены получать продукцию с полей и ферм из мест, удаленных от столицы до 500 километров. В итоге до 15% цены на продукты питания составляют именно транспортные затраты. Меры, предпринимаемые правительством, не способствуют удешевлению логистики — так, тарифы на железнодорожные грузоперевозки существенно возросли, и ограничение, согласно которому по федеральным трассам могут двигаться автомобили не тяжелее 40 тонн, также не способствовало снижению стоимости перевозок.
Если рассмотреть ситуацию на примере такого обычного и необходимого продукта, как молоко, то дополнительные 3,5 рубля с километра способны поднять цену каждого пакета до 10%. Правда, более дорогие молочные продукты могут подорожать меньше — примерно на 5%, утверждает эксперт в области молочной промышленности Татьяна Рыбалова.
Такая картина, по словам Татьяны Рыбаловой, в той или иной степени наблюдается во всех регионах. Ничего хорошего это не сулит: если цены будут расти, то спрос продолжит падать, а темпы роста экономики в отрасли будут замедляться. Как и во всех других отраслях.
"Дороги надо не ремонтировать, а строить"
Правительство вводит дополнительную плату за движение грузовиков по важнейшим дорогам общего пользования тоже не от хорошей жизни. Бюджет на ремонт и восстановление автодорог формируется из средств, поступающих от сбора транспортного налога, которым облагаются все автовладельцы. В каждом регионе его размер разный, однако в Москве, например, ставка транспортного налога не поднималась с 2013 года — в то время как себестоимость ремонтно-восстановительных дорожных работ постоянно растет.
Вот и решено переложить немалую часть налогового бремени на тех, кто в основном и разрушает дорожное покрытие — владельцев тяжелого большегрузного автотранспорта. Однако и эта мера, как видим, влечет новую цепь проблем, не говоря уже об организованных протестах, на которую она наталкивается. Но ведь и дороги ремонтировать надо — где же выход?
Проблему не решить без серьезных капитальных вложений в развитие и укрепление дорожной сети, убежден Игорь Абакумов.
"Вся проблема только в одном — в низком качестве наших дорог. Почему они страдают от грузовиков? Да только потому, что не обладают дополнительным запасом прочности. По германским автобанам и по американским шоссе ездят гораздо более тяжелые фуры, чем у нас, и дороги от этого не разрушаются. Наши дороги приходится ремонтировать почти каждый год, и все равно очень скоро даже на федеральных трассах появляются колеи, колдобины, выбоины… Этот тришкин кафтан можно латать до бесконечности", — говорит экономист.
Слов нет, строительство надежных современных трасс ведется, но пока весьма фрагментарно и носит в основном демонстрационный характер, отмечает он.