Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Мы наблюдаем новый виток в российско-сербских отношениях: трехдневный визит в Россию премьер-министра Сербии Александра Вучича, его встреча с премьером Дмитрием Медведевым во вторник и среду и с президентом Владимиром Путиным — в четверг.
Сербии сейчас приходится лавировать, как и многим другим небольшим европейским странам: принимать условия евроинтеграции, следовать за ЕС или пытаться проводить самостоятельную политику (которую, конечно, не назовешь независимой), учитывающую национальные интересы. Отсюда и разногласия по "Турецкому потоку" и статусу Косово (Евросоюз и Косово подписали соглашение о стабилизации и ассоциации, что должно открыть самопровозглашенным косовским властям Косово путь к переговорам о вступлении в ЕС).
Периодически всплывает даже тема вхождения Сербии в НАТО, что, однако, не означает, что в этой стране забыли о бомбардировках, обеднённом уране и разрушенных натовцами сербских поселениях.
Ну а рядом — черногорское противостояние: в поддержке этих протестов периодически обвиняют и Россию, и политические движения соседней Сербии. Плюс — опять же рядом — в Республике Сербской (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины) намечается еще один референдум — о выходе из-под юрисдикции БиГ.
Самой же Сербии важно сохранить хорошие рабочие отношения и с Россией, и с Евросоюзом. Это сложно, но пока у сербских властей это получается.
Одна из целей визита премьера Вучича — масштабный военный контракт. Он предполагает обширное перевооружение сербской армии, причем под российские стандарты. Также стало известно, что МВД России готово помогать сербским коллегам выявлять террористов ИГ, которые могли проникнуть на территорию балканской республики под видом беженцев. Кроме того, напомню, что в начале октября в Астраханской области уже прошли первые российско-сербские летно-тактические учения "Барс-2015".
За последний год было заметно, что в некоторых российских магазинах появилось больше товаров из Сербии (в основном фруктов, овощей и молочных продуктов, в частности брынзы и других мягких сыров).
Президент России Владимир Путин в четверг заявил, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию в мире, и в частности в РФ, поставки сербской сельхозпродукции увеличились на 40% — "это хороший показатель".
В любом случае теперь планируется увеличение российско-сербского товарооборота. В первую очередь из-за того, что Сербия — одна из немногих европейских стран, которая не ввела санкции против России.
Всего по итогам переговоров руководителей правительств было подписано восемь документов. В том числе меморандумы о военном и экономическом сотрудничестве, о привлечении инвестиций и реализации совместных проектов ФМС России и МВД Сербии, соглашение о взаимной охране интеллектуальной собственности, сотрудничестве между железными дорогами и в области молодежной политики.
"Косово — это Сербия, а Крым — это Россия"
Примерно в это же время в Россию приехала и сербская партийная делегация (руководители Демократической партии Сербии и сербского движения "Двери"). Политики прилетели в Крым, что сразу вызвало недовольство официального Киева.
По мнению председателя Демократической партии Сербии Санды Рашкович-Ивич, возвращение Крыма в состав России дает надежду, что Косово тоже вернется в состав Сербии.
Подобная позиция вызвала возмущение украинских властей — ситуация им кажется ровно противоположной: раз Сербия не смирилась с независимостью Косова, то не должна поддерживать и выход Крыма из состава Украины.
"Мы требуем от вас уважать помощь со стороны украинского народа, которую он оказывает в борьбе Сербии по непризнанию независимости Косово", — говорится в ноте протеста посла Украины в Сербии.
Но у сербских визитеров логика такая: "Еще год назад мы сказали: "Косово — это Сербия, а Крым — это Россия".
Помимо поддержки крымчан, сербские политики обозначили и свою позицию по евроинтеграции Сербии: вступление в ЕС, по их мнению, приведет к окончательной потере Косово. Кроме того, от Сербии потребуют введение санкций против России, что, по мнению Рашкович-Ивич, означает превращение Сербии в европейскую колонию и равнозначно политическому и национальному самоубийству.
Рашкович-Ивич фактически продолжает политику многолетнего лидера Демократической партии Сербии Воислава Коштуницы (бывший президент Югославии, а позже — премьер-министр Сербии в 2004-2008 годах), под лозунгом "Нет Европе и НАТО".
Однако эти заявления оппозиционной партии идут вразрез с позицией официального Белграда, настроенного всё же на евроинтеграцию. Каждый выживает как может.