МОСКВА, 19 окт — РИА Новости. Одним из ключевых вызовов для региональной безопасности в Центральной Азии является распространение террористической организации "Исламское государство" (ИГ) и других религиозных экстремистов на север Афганистана, для борьбы с этой угрозой необходимо пересмотреть политику сотрудничества стран СНГ в военной сфере, которое раньше лишь имитировалось, уверены российские эксперты.
В пятницу в поселке Бурабай в Казахстане прошел саммит СНГ, по его итогам была подписана Концепция военного сотрудничества государств-участников Содружества, а также программа сотрудничества государств-участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016-2020 годы.
"Исламское государство" идет на север
Как считает Казанцев, тяжелая ситуация в Афганистане, в частности, обусловлена тем, что страна оказалась в центре конфликта интересов различных внешнеполитических сил. "Так называемая суннитско-шиитская война… может и уже практически перешла в Афганистан. С одной стороны, там обозначены интересы Ирана, а с другой стороны, есть интересы ряда геополитических игроков — в частности, это Пакистан, его традиционная политика по созданию коридора в Центральную Азию для того, чтобы препятствовать Индии, и интересы Саудовской Аравии, Катара и ряда других стран", — сказал Казанцев.
Аналитик отметил, что рост численности боевиков ИГ в Северном Афганистане происходит за счет массового вливания денег со стороны "радикальных исламских фондов, расположенных где-то на территории аравийских государств". "Все это уже давно было, в 1990-е годы, просто теперь повторяется", — сказал он.
По словам Казанцева, часть боевиков ИГ — это бывшие члены группировки "Талибан". "Прекрасно известно, что боевикам ИГ платят существенно больше, чем боевикам "Талибана", почему и осуществляется этот переход", — пояснил он, приведя в качестве примера ситуацию на туркмено-афганской границе. "Туркменская граница всегда была стабильна, потом пришли неожиданно большие деньги, и тут же, как чертик из табакерки, появилось ИГ на границе с Туркменией — потому что местные представители, в том числе, туркменских племен, опустили знамена "Талибана" и, подкупленные этими деньгами, подняли знамена ИГ", — сказал аналитик.
Другим внешнеполитическим игроком, влияющим на усилие позиций ИГ в регионе, по мнению Казанцева, могут являться определенные силы внутри Пакистана. "Произошло постепенное вытеснение боевиков из Северного Пакистана и возврат их в Северный Афганистан. Причем там были всяческие геополитические игры вокруг этого, в которых, по мнению ряда экспертов, принимала участие пакистанская межведомственная разведка, потому что происходил даже переброс боевиков вертолетами без опознавательных знаков в Северный Афганистан", — отметил директор Аналитического центра МГИМО.
При этом он подчеркнул, что речь идет лишь об интересах определенных кругов в этих странах, а не самих государств. "Радикальные исламские фонды на территории Саудовской Аравии и некоторые круги в пакистанской межведомственной разведке, безусловно, интересы своих государств как таковых не представляют", — сказал Казанцев.
В свою очередь, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев прогнозирует, что граничащий с постсоветским пространством север Афганистана — единственная часть страны, где ИГ может закрепиться. "ИГ в принципе не могло возникнуть в тех районах, где пуштуны территорию контролировали (на юге — ред.), то есть речь шла, в основном, о Северном Афганистане, потому что те территории, где проживают хазарейцы, там влиял Иран, это центральная часть Афганистана", — отметил эксперт.
В то же время он подчеркнул, что "ИГ не просто так выбрало для себя северную часть Афганистана — они хотят установить контроль над потоками наркотиков, им нужен источник доходов". "Возможность того, что они возьмут на себя наркотики вместе с каналами их транспортировки, представляет собой серьезную опасность", — предупреждает Евсеев.
С этим согласен и Казанцев. По его мнению, "связка между террористами и наркотиками" является сейчас важнейшей угрозой на центрально-азиатском направлении, потому что она "может накачать дополнительными деньгами террористов".
Нужно прекратить имитацию
Полноценная борьба с угрозой радикального ислама на границах постсоветских государств в Центральной Азии возможна лишь в том случае, если эти страны смогут пересмотреть политику военного сотрудничества в рамках СНГ, которое раньше лишь имитировалось, уверен Евсеев.
"Нам нужно реальное единство, потому что (если) мы будем и дальше что-то имитировать и делить боевиков на "хороших" и "плохих", мы все получим проблему. Нужно прекратить заниматься имитацией. Нужна реальная борьба", — заявил эксперт.
При этом имитация наблюдалась не только на уровне военных ведомств, но и на уровне спецслужб, которым также необходимо более тесное взаимодействие, добавил Евсеев. "Они должны понимать, с кем они борются, и иметь оперативную информацию не только по собственному государству, но и по тем территориям, откуда могут прийти боевики. Важен обмен информацией", — подчеркнул он.
По его мнению, решить эту проблему мог бы аналог общего информационного центра, созданного Россией, Ираном, Ираком и Сирией в Багдаде для координации борьбы с ИГ. Существующий антитеррористический центр СНГ, как считает эксперт, функцию центра координации и обмена информацией пока не выполняет. "Понимаю, что он есть, но, может быть, наполнить его содержанием?" — сказал Евсеев.
Как отметил далее эксперт, причиной подобной "имитации" ранее была недооценка серьезности ситуации в Афганистане. "Многим, в частности в Центральном Азии, до последнего казалось, что Афганистан серьезной внешней угрозы не представляет…, что это угроза надуманная, что Россия специально эту угрозу усиливает, чтобы обосновывать свое военное присутствие на территории государств Центральной Азии… Поэтому было достаточно имитировать сотрудничество, потому что не было острой потребности сдерживания этой внешней угрозы", — сказал Евсеев.
Полностью разделяет эту точку зрения и Казанцев. "Полностью согласен с этим тезисом, что была недооценка этой угрозы, сейчас она (недооценка — ред.) постепенно исчезает". При этом аналитик подчеркнул, что сейчас "в России окончательно победила точка зрения, что существует очень серьезная угроза религиозного экстремизма и что для борьбы с ней нужны широчайшие международные усилия по образцу антигитлеровской коалиции".
Еще одной причиной отсутствия реального военного сотрудничества в рамках СНГ, по мнению Евсеева, ранее являлось отсутствие единства среди стран региона. "Можно говорить, например, о (борьбе за) региональное лидерство между Казахстаном и Узбекистаном, о вмешательстве внешних игроков, которые сознательно пытались раскалывать государства Центральной Азии, — все это создавало условия, при которых реального сотрудничества не получалось", — объяснил завотделом Института стран СНГ.