Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Выборочная проверка, проведенная Россельхознадзором в регионах страны, выявила шокирующие факты: по словам помощника главы ведомства Алексея Алексеенко, от 45% до 73% производимых сыров — фальсификаты. В них животные (молочные) жиры заменены дешевыми растительными — обычно пальмовым маслом. Причем подделывается не только сыр, но и другие молочные продукты — творог, сметана. Экзотическое пальмовое масло теперь все шире применяется и в кондитерской промышленности.
"Достаточно взглянуть на прилавок"
Национальный союз производителей молока ("Союзмолоко") поспешил опровергнуть данные Россельхознадзора, оценив его выводы как недостаточно компетентные.
"Россельхознадзор не является органом, контролирующим производство готовой переработанной молочной продукции. <…> "Союзмолоко" регулярно проводит проверки и оценивает объем фальсификата на рынке молока в 10%, на рынке сыра, как на наиболее чувствительной категории, — не более 20-25%", — говорится в сообщении на сайте союза.
Таким образом, сам факт фальсификата в молочной промышленности, и особенно в сыроварении, отраслевой союз не оспаривает, выражая несогласие только с цифрами. Кстати, схожую оценку — порядка 20% фальсификата в молочной продукции — давал не так давно и министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
Независимый эксперт в области производства молочных продуктов Татьяна Рыбалова считает этот спор непринципиальным.
"Достаточно посмотреть на горы сыров, которыми завалены прилавки и которые все меньше пользуются спросом, чтобы понять, что дела в молочной отрасли идут крайне неблагополучно. Доходит до того, что торговые предприятия не могут реализовать весь объем продукции, появились факты утилизации партий просроченного сыра, сырков, творожков и им подобных изделий магазинами", — говорит она.
Проблема, по мнению Рыбаловой, в недостаточном контроле за производителями как со стороны общественных организаций (того же "Союзмолока"), так и со стороны государственных контролирующих органов.
"Приводя шокирующие цифры, Россельхознадзор редко называет конкретных нарушителей, а если и называет, то, как правило, какие-то мелкие хозяйства. Между тем сами по себе внушительные объемы фальсификата говорят о том, что внимания требуют прежде всего крупные производственные комплексы и объединения. Однако их у нас стараются не задевать", — говорит эксперт.
Кроме того, по ее словам, дальше громких заявлений дело, как правило, вообще не идет — во всяком случае о принятии каких-либо мер к производителям суррогатов ничего не сообщается.
По мнению руководителей "Союзмолока", "основная часть нарушений заключается в некорректной маркировке продукции при использовании жиров немолочного происхождения". Для исправления ситуации необходимо обязать производителей указывать на упаковках ингредиенты, входящие в состав того или иного продукта, включая пальмовое масло. А за обман покупателей — наказывать. Законопроект, уточняющий и ужесточающий такие нормы, уже внесен в Госдуму.
"Вы помните настоящую докторскую колбасу?"
Доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов убежден, что корень проблемы гораздо глубже.
Проблема была, по его мнению, заложена еще в 90-е, когда исполнение государственных стандартов в пищевой промышленности стало необязательным. Вместо этого разрешили придерживаться так называемых технических условий, то есть каждое предприятие смогло разрабатывать свою рецептуру продукта.
"Сейчас эта мина замедленного действия сработала и проблема встала во весь рост. Как только поступил заказ в кратчайший срок обеспечить население дешевым продовольствием — пожалуйста, мы получили много дешевого продовольствия. Мы получили сыр, творог, сметану, в которых молочного жира практически нет, а есть дешевые растительные. Еще раньше мы получили докторскую колбасу, количество мяса в которой зависит лишь от совести производителя, но, как правило, его практически нет", — говорит экономист.
Тот, кто помнит настоящую докторскую колбасу, вряд ли с этим не согласится.
Прежде чем говорить об ужесточении контроля за производителями той же "молочки", необходимо вновь узаконить более жесткие нормы и стандарты качества для продуктов питания. А уж потом наладить контроль и полной мерой спрашивать с изготовителей — вплоть до уголовной ответственности, ибо речь идет о такой важной вещи, как здоровье населения, считает Абакумов.
Идею обязательной маркировки содержимого продуктов питания он только поддерживает.
Кстати, по словам экономиста, далеко не все производители пошли сегодня по наиболее легкому пути. И сегодня можно найти немало молочных продуктов, в том числе сыров, качество которых вполне соответствует их названиям. И не всегда по астрономической цене.
Пальмовое масло как символ импортозамещения
По данным Минсельхоза, сегодня в молочной промышленности ежегодно используется до полумиллиона тонн немолочных жиров. Специалисты подсчитали: это означает, что из производства выводится примерно 12 млн тонн цельного молока.
По словам директора департамента животноводства и племенного дела министерства Владимира Лабинова, без пальмового масла не обходится большая часть заводов.
То же подтверждают и данные Федеральной таможенной службы, согласно которым, одновременно с резким сокращением импорта молока и молочных продуктов из стран дальнего зарубежья с каждым месяцем растут объемы ввоза в страну растительных масел, в том числе пальмового.
Так, в августе 2015 года по сравнению с августом 2014 года в импорте продовольственных товаров закупки молочных продуктов уменьшились в 2,4 раза. Однако параллельно с этим вырос ввоз растительных масел.
"Рано или поздно санкции, а затем и эмбарго отменят. В страну вернутся доброкачественные импортные продукты. И российскому сыру это нанесет сокрушительный удар. Такой удар однажды уже был нанесен нашему сгущенному молоку, когда качество его резко ухудшилось. И потребовалось целое десятилетие, чтобы восстановить репутацию нашей "сгущенки" в глазах потребителей. С сыром будет еще труднее, потому что конкуренты гораздо более серьезные", — говорит она.