Взрослая жизнь часто пугает выпускников учреждений для детей-сирот. Покидая комфортные и уютные семейные группы, далеко не все знают, как это – быть самостоятельным. Именно поэтому, год назад педагогический коллектив Удомельского детского дома создал проект Социальной гостиной "На пороге взрослой жизни", который помогает детям успешно адаптироваться в обществе. Об особенностях проекта корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала директор ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Удомельский детский дом" (Тверская область) Анна Бурундукова.
-Анна Ивановна, как выстроена модель воспитания детей в вашем учреждении?
— Наш детский дом небольшой. У нас всего три группы и все они семейные. Старшие воспитанники, как и все дети, по утрам спешат в общеобразовательные школы города, принимают активное участие в жизни класса и школы, что, без сомнения, дает возможность воспитывать в ребенке доверие, чувство ответственности и самостоятельность. С 2012 года наши младшие воспитанники посещают дошкольные образовательные учреждения. Сейчас у нас проживают 26 детей в возрасте от 7 до 17 лет. За последние три года число детей-сирот снизилось на 28% благодаря активной работе по возращению детей к кровным родителям и устройству в замещающие семьи.
-Какие проекты помогают детям почувствовать свою значимость для общества?
— В течение двух лет мы успешно реализуем социально-педагогический проект "Гостевая семья", цель которого: краткосрочное устройство детей в принимающую семью. Гостевая семья дает возможность ощутить семейную атмосферу, познакомиться с семейной этикой, традициями, развить чувство любви, доброты, обрести в этой семье взрослых-наставников и ровесников-друзей. Особенно это актуально для старших воспитанников. Оформив временную опеку, люди забирают детей на каникулы, выходные, и поддерживают их, когда они покидают наше учреждение. Ребятам очень важно знать, что рядом есть не безразличные люди. Наш детский дом поддерживает волонтерская организация, вместе мы организуем незабываемые походы на озера Удомельского района. Мы также активно взаимодействуем с учреждениями профессионального образования Тверской области. Используем такие формы сопровождения, как наставничество, консультирование, психологическая помощь и помощь в трудоустройстве. Гордимся ли мы своими выпускниками? Конечно! Есть ребята, у которых судьбы не сложились по ряду причин, но в основном, 98% наших воспитанников нашли себя в самостоятельной жизни.
-Что больше всего пугает детей на пороге самостоятельной жизни?
— Какой бы замечательной не была воспитательная система, она не способна в полной мере подготовить рябят к самостоятельной жизни. Для нас дорог каждый ребенок, поэтому особую тревогу мы испытываем, когда наши дети идут в новую, взрослую жизнь. Перед ними стоят две сложные задачи: во-первых, перейти на самостоятельное жизнеобеспечение, во-вторых, выстроить границы своего нового жизненного пространства. По мнению ребят, самыми сложными в начале самостоятельной жизни являются: утреннее пробуждение (без воспитателя), непривычное одиночество, рациональное распределение денежных средств. Эти проблемы и подтолкнули нас к созданию проекта Социальной гостиной "На пороге жизни", его главная цель – формирование того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит детям уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней.
-В чем уникальность проекта?
— Социальная гостиная – это квартира, где есть комната для отдыха и подготовки уроков, кухня, две спальни. Старшие воспитанники размещаются по три-четыре человека в комнате, при этом одновременное проживание в одной комнате мальчиков и девочек не допускается. С каждым подростком заключается договор о взаимных обязательствах. В этой квартире они и учатся самостоятельной жизни: отрабатывают социальные навыки, формируют знания о структуре личного бюджета, ведут домашнее хозяйство. Воспитатели исполняют только роль кураторов, которые помогают решить возникающие проблемы и трудности. Я считаю, что проект "На пороге взрослой жизни" — это плавный переход от беззаботной жизни в семейных группах в жизнь самостоятельную. Проходит он в атмосфере психолого-педагогического сопровождения и поддержки. Дети, уже в стенах детского дома, начинают жить самостоятельно. Конечно, они ошибаются, что-то делают не так, но рядом всегда есть взрослый, который может объяснить, подсказать, направить. Мы надеемся, что благодаря проекту наши дети почувствуют уверенность в собственных силах, поймут, что большая жизнь им по плечу.