Рейтинг@Mail.ru
Религиозные праздники 16 сентября - РИА Новости, 15.09.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Календарь праздников - Религия и мировоззрение

Религиозные праздники 16 сентября

Читать ria.ru в
Дзен
16 сентября православные верующие чтут память блаженного Иоанна Власатого, Ростовского, а иудеи вступают в пост Гедалии.

Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский

Сведения о жизни блаженного скудны. Неизвестно, как и когда он пришел в Ростов: в его житии говорится лишь, что объявился он там в царствование Ивана Грозного и прославился подвигом юродства, терпя нужды и скорби и не имея постоянного пристанища — только иногда заходя для отдыха к своему духовному отцу, священнику Всехсвятской церкви Петру. А еще, что имел он "власы на главе велики", потому и назывался Власатым.

В Ростове его еще при жизни почитали святым, с ним советовался даже знаменитый  Борисоглебский затворник Иринарх, к которому во времена Смуты приезжали за благословением и Михаил Мусин-Пушкин, и вожди народного ополчения Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.

Принято думать, что юродство прославляется как святость только Русской церковью. Но это не так. Греческая церковь чтит 6 византийских юродивых, а в Киевсой Руси не канонизировали не одного. Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский, который, согласно его житию, был… немцем (богатым купцом "от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли"). В Устюг он попал из Новгорода, где познал истинную веру и, крестившись в правослаие, раздал свое имение и принял "юродственное Христа ради житие".

Вот и блаженный Иоанн Ростовский, похоже, не был природным русичем: на его гробнице хранилась принадлежавшая ему пергаментная  Псалтырь на латинском языке, которую он, по преданию, все время носил с собой и постоянно читал. И хотя католический Запад подвига юродства не знал, как ни странно, именно перешедший в православие немец избрал этот вид аскезы, который вошел в Русскую церковь  с начала XIV века — с угасанием княжеской святости.

Святые князья строили государство и стремились к осуществлению в нем правды. Московские князья построили это государство крепко и прочно: оно существовало силой принуждения, обязанностью службы и не требовало уже святой жертвенности. Но неправда, которая всегда торжествует в мире и в государстве, не давала покоя христианской совести. И совесть эта выносила свой суд тем свободнее и авторитетнее, чем меньше она была связана с миром, чем радикальнее отрицала мир. А попрание быта в юродстве восстанавливало нарушенное торжеством "бытового православия" духовное равновесие.

Блаженный Иоанн Ростовский скончался в глубокой старости 3 сентября (16 сентября по новому стилю) 1580 года. Мощи его погребены под спудом за левым клиросом церкви Толгской иконы Божией Матери, построенной в XVIII столетии, и до сих пор почитаются православными верующими.

Пост Гедалии

У иудеев это день траура и поста в память об убийстве Гедалии бен Ахикама — последнего наместника Иудеи, назначенного вавилонянами после разрушения Первого Иерусалимского Храма.

Шестой век до нашей эры был сложным периодом в истории Иудейского царства. Маленькая страна находилась между двумя могучими державами — Вавилоном и Египтом. Правители Иудеи пытались лавировать между ними, стремясь найти более выгодного союзника и покровителя. В конце концов в 605 году до н.э. царь Вавилона Навуходоносор разгромил египтян и покорил Иудею.

Долгие годы евреи мирились со своим подневольным состоянием, но в 598 году до н.э. Иудея вновь выступила на стороне Египта. В ответ вавилонский царь пленил иудейского царя Иехонию и всю национальную элиту, в том числе царедворцев, военных, оружейных мастеров и т.д. Общее число плененных составляло десять тысяч человек. Над оставшимися на родине Навуходоносор поставил наместником царя Цидкиягу. Но в 591 году Цидкиягу возглавил очередное восстание против Вавилона, надеясь на поддержку Египта, и в 588 году Навуходоносор вновь двинулся в поход на Иудею.

После двух лет осады Иерусалим пал. Навуходоносор разрушил город, Первый Храм и казнил сыновей царя Седекии, положив конец 400-летнему правлению династии из рода Давида. Он убил или взял в плен большинство членов царской семьи и знати страны. Элита еврейского общества, включая главных священнослужителей, гражданских и военных, была уведена в качестве пленных в Вавилон. Многие были убиты.

Однако Навуходоносор не хотел превращать Иудею в безжизненную пустыню. Людям низших сословий было разрешено остаться в Иудее, чтобы заниматься земледелием. Правителем Иудеи Навуходоносор назначил Гедалию, сына Ахикама, мудрого и справедливого человека, друга пророка Иеремии.

Многие евреи, бежавшие во время войны в безопасные места, в соседние страны, стали возвращаться в страну. Губернатор призывал народ хранить лояльность по отношению к Вавилону и обещал мир и безопасность. Можно сказать, что обещание это было выполнено – вавилонский гарнизон, расквартированный в стране, не оскорблял евреев, а даже защищал от враждебных соседей.

Среди беженцев, которые присоединились к Гедалии, был и Исмаил, один из царевичей рода Давида, который, видимо, считал, что он будет гораздо лучшим правителем для Иудеи и что Иудее нужно ориентироваться в своей внешней политике на Египет, а не на Вавилон. Поэтому он нашел союзника в лице царя государства Аммон, который с беспокойством следил за ростом новой еврейской колонии. И, дождавшись благоприятного случая, убил Гедалию, много его видных соратников, а также уничтожил и небольшой вавилонский гарнизон, находившийся в городе Мицпа, ставке губернатора.

Гедалия был предупрежден о заговоре, но отверг предложение соратников тайно убить своих врагов. Сам он был убит во время резни, устроенной на праздничном пире во второй день Рош а-Шана.

В наказание за убийство Гедалии Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, превратив его в вавилонскую провинцию, и увел в плен более 9 тысяч жителей страны. В итоге еврейский народ надолго лишился своего государства и национальной независимости. Евреям осталась одна возможность – бежать в Египет. Но и там достигла их рука Вавилона: несколько лет спустя Навуходоносор вторгся в Египет, разрушил его и большинство еврейских беженцев при этом погибло.

В память убийства Гедалии и трагедии, которая затем произошла с еврейским народом вскоре после разрушения Первого Храма, и был установлен этот пост, называемый постом Гедалии. А поскольку в праздник, на который пришелся день его гибели, поститься нельзя, траурный пост перенесли на следующий день (а если он приходится на субботу, как в 2014 году, то — на воскресенье). Пост этот упоминается в Библии (Зах. 8:19) как "пост седьмого (месяца)".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала