Согласно федеральному законодательству РФ, под акваторией Северного морского пути (СМП) понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-1879 годах шведской экспедицией Нильса Норденшельда.
Первым прохождением Северного морского пути российской экспедицией стала гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач" в 1914-1915 годах. Экспедиция прошла по Севморпути с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр.
За одну навигацию Северный морской путь впервые был пройден экспедицией под руководством Отто Шмидта на судне "Сибиряков" в 1932 году.
Впервые в истории Северный морской путь под водой преодолела дизельная субмарина Щ-423 проекта "Щука". Экипаж под командованием капитана 3-го ранга Зайдулина 5 августа 1940 года отправился в переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток.
Переход длился 73 дня, субмарина прошла свыше семи тысяч морских миль, из которых более 600 миль во льдах. В дороге по Северному морскому пути субмарину сопровождали ледокол "Ленин" и транспорт "Александр Серов", на котором находились топливо, запасные детали, продовольствие и другие грузы. Этому походу было присвоено название "Экспедиция особого назначения — 10".
С началом Великой Отечественной войны опыт экспедиции подводной лодки "Щука" был использован в реальной боевой обстановке. Отряд подводных лодок Тихоокеанского флота Северным морским путем совершил скрытый поход в Атлантический и Ледовитый океаны.
Тихоокеанцы топили военные корабли и транспорты врага, сопровождали из Великобритании в Мурманск интернациональные морские караваны союзников, которые доставляли по ленд-лизу военную технику и боеприпасы.
В 1991 году Севморпуть был открыт для международного судоходства.
Северный морской путь — уникальный ресурс национальной экономики Российской Федерации, соединяющий порты европейского и дальневосточного побережий с портами в устьях сибирских рек в единую воднотранспортную систему.
Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана (Берингово море). Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 километров.
Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).
Северный морской путь представляет собой альтернативу транспортным артериям, проходящим через Суэцкий и Панамский каналы. Если путь из Мурманска в Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал составляет 24 тысячи километров, то Северным морским путем — менее 11 тысяч километров. От Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути 14 тысяч километров, через Суэцкий канал — 23 тысячи километров, вокруг Африки — почти 30 тысяч километров.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, правила которого определяет Россия.
К 1990-м годам прошлого столетия инфраструктура Северного морского пути соответствовала требованиям по обеспечению безопасных условий плавания. Но распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства негативно сказались на состоянии Северного морского пути. По данным Минтранса, после 1993 года транзитные перевозки носили случайный характер — в отдельные годы не более одного-трех рейсов. К концу 1990-х годов работа Северного морского пути была практически парализована.
В последние несколько лет наметилась тенденция к увеличению объемов морских перевозок.
Согласно статистическим данным, в 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тысяч тонн (проведено 4 судна), в 2011 году — более 820 тысяч тонн (проведено 34 судна), в 2012 году эта цифра составила 1,26 миллиона тонн (проведено 46 судов).
В настоящее время выдается более 600 разрешений на проводку судов в год. Объем доставляемых грузов составляет порядка 4 миллионов тонн.
Основными пользователями Северного морского пути являются "Норильский никель", Газпром, Лукойл, Роснефть, Росшельф, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), а также Чукотка.
8 июня 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил комплексный проект развития Северного морского пути с целью реализации потенциала этой акватории как для транзитного судоходства, так и для доставки грузов из соответствующих пунктов, находящихся на севере России, и в них.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников