ВОЛГОДОНСК (Ростовская область), 27 июл — РИА Новости, Андрей Золотов. Проводя делегацию постпредов при МАГАТЭ по застекленному переходу между третьим и четвертым блоками Ростовской АЭС, главный инженер станции Андрей Горбунов остановился и указал гостям на пролегающий между корпусами забор с колючей проволокой и видеокамерами.
"Здесь проходит граница между построенным блоком и строящимся, — объяснил Горбунов. — Когда вы приедете сюда в 2017 году, этого забора не будет".
В следующую минуту аккредитованные при МАГАТЭ дипломаты, приехавшие по приглашению российского постпредства при МАГАТЭ и Росатома на завод "Атоммаш" и Ростовскую АЭС, прошли через охраняемые металлические двери, поднялись по бетонным ступеням еще на несколько этажей и вышли на высоте 36 метров, взглянув на площадку будущего реакторного отделения с высоты примерно 12-этажного дома.
Посреди гигантского помещения зияла окруженная арматурой шахта. Через несколько месяцев размещенный под куполом 400-тонный кран опустит в нее корпус атомного реактора, объяснил главный инженер. К 2017 году этот блок будет пущен, а пространство, где находились дипломаты и в которое они прошли через многотонный стальной шлюз, станет герметичной оболочкой реактора и будет недоступно. Но до этого здесь будут размещены еще 281 единица оборудования и около тысячи тонн труб, а качество монтажных работ будет многократно проверено, рассказывает руководитель монтажников.
Ни "Атоммаш", ни Ростовская АЭС никогда раньше не принимали такую представительную международную делегацию — из Вены в Волгодонск приехали послы более 20 государств, аккредитованные при МАГАТЭ.
"Это дает нам возможность в реальности увидеть те вещи, о которых мы говорим в Вене", — сказал РИА Новости постпред Швейцарии Рольф Штадлер. "Было очень впечатляющим увидеть производство корпусов реакторов и парогенераторов (на "Атоммаше" — ред.), я никогда этого раньше не видел. Это грандиозное производство, и уникальная возможность такое увидеть. Но и возможность увидеть действующий и строящийся блоки атомной станции — тоже. Это очень редкий случай, когда можно посетить АЭС в процессе сооружения, зайти в реакторное отделение", — добавил он.
Возрождение "Атоммаша"
День начался для дипломатов с посещения "Атоммаша" — последней крупной стройки СССР, поражающей воображение своими 670 тысячами квадратных метров производственных площадей, рассчитанных на производство восьми комплектов реакторного оборудования для АЭС в год. В последнее двадцатилетие этот завод пришел в упадок и производил в основном отдельные крупные детали для нефтяной промышленности и ТЭЦ. Но в 2012 году "Атоммаш" стал производственным филиалом компании Росатома "АЭМ-технологии".
Атомная госкорпорация начала инвестиционную программу, рассчитанную на вложение 2,2 миллиарда рублей до 2016 года, рассказал гостям гендиректор "АЭМ-Технологий" Игорь Котов. За это же время на предприятии прибавилось около 500 высококвалифицированных рабочих и специалистов, и сегодня численность работающих составляет 2350 человек, а средняя зарплата на предприятии составляет 32 тысячи рублей, добавляет директор по производству Виталий Шишов.
Растет и объем производства, связанный с подъемом атомного строительства в России и за рубежом. Если в 2015 году у "Атоммаша" было заказов на 6,5 миллиарда рублей, то на 2016 год пакет заказов составляет уже 10,5 миллиарда рублей, добавляет он.
Технология перед глазами
Уже на входе, лишь только получив каски и расписавшись в журнале инструктажа по технике безопасности, послы увидели обтачиваемую на гигантском станке стальную отливку диаметром в несколько метров. Ею оказалась будущая крышка реактора для Белорусской АЭС. "Будет готова в октябре", — уточнил Котов.
Цикл производства многотонных и сложных компонентов АЭС немалый. На производство корпуса реактора от плавки до отгрузки уходит 630 дней, рассказывает Котов, показывая гостям гигантскую ревущую горелками печь, в которой корпус реактора проходит термическую обработку для выравнивания структуры металла после того, как в него ввариваются патрубки. А еще в него закладывается множество так называемых "образцов-свидетелей" — фрагментов металла из той же плавки, которые потом будут ежегодно вынимать для проверки того, как металл выдерживает нейтронное облучение.
Немного меньше — 505 дней — уходит на производство парогенератора — гигантского теплообменника, в котором вода, поступающая из атомного реактора типа ВВЭР под огромным давлением, отдает тепло той воде второго контура, которая превращается в пар, вращающий турбину энергоблока. Дипломаты видели, как в цилиндр длиной 15 метров, весящий около 330 тонн, ввариваются два коллектора, каждый с 11 тысячами отверстий. Затем к ним будут приварены трубы разного диаметра общей длиной около 130 километров (это чуть больше половины пути по автотрассе от Ростова-на-Дону до станции), а швы обработают так, чтобы шероховатость не превышала 0,8 микрометра.
Гости спрашивали о контроле качества на предприятии. Котов отвечал, что на "Атоммаше" действуют две аккредитованные организации, которые осуществляют проверки, помимо Ростехнадзора и внутренних проверок. "В технологической цепочке есть точки, где надо собрать подписи всех", — сказал Котов.
Среди дипломатов, прилетевших из Вены, был постпред Бразилии Лаэрсио Винхас. Физик-ядерщик по образованию, он, как ожидается, станет председателем совета управляющих МАГАТЭ осенью этого года. По словам Винхаса, он впервые увидел на "Атоммаше" ловушку расплава — многотонный котел, находящийся, согласно дизайну российских АЭС, под реактором и предназначенный для улавливания и охлаждения расплавленной топливной массы в случае возможной аварии на реакторе.
"Это нечто совершенно новое в проектах реакторов. Как мы видели в ходе визита, это деталь, которая может предотвратить последствия инцидентов, аналогичных аварии на японской АЭС "Фукусима-1". Это для меня совершенно новое", — сказал он РИА Новости после экскурсии.
Красивая станция
По его же словам, действующий третий блок Ростовской АЭС, куда дипломатов привезли после экскурсии по "Атоммашу", — "весьма красивая, очень современная, очень хорошо поддерживаемая станция".
История Ростовской АЭС, как и история "Атоммаша", отражает перипетии развития российской атомной промышленности в последние десятилетия. Строительство станции началось в 1977 году, но после аварии на Чернобыльской АЭС было заморожено под давлением общественности, когда готовность первого энергоблока составляла 95%, рассказал дипломатам директор станции Андрей Сальников.
Строительство возобновили в конце 1990-х годов, и в 2001 году первый энергоблок мощностью 1 гигаватт был включен в сеть. В 2010 году за ним последовал второй блок, а 27 декабря 2014 года — третий, на который и были приглашены гости. В порядке исключения их допустили в святая святых — застекленное помещение блочного щита управления, где перед десятками мигающих индикаторов и тумблеров дежурная смена из шести человек управляет работой энергоблока.
Рассказали гостям и о том, как станция вкладывает миллионы рублей в развитие города Волгодонска, строя дороги и больницу, помогая инвалидам и детям. И о том, что показания с 22 пунктов измерения излучения вокруг станции постоянно доступны в режиме онлайн, как и объемные ежегодные экологические доклады. По данным социологического исследования, 79% населения Ростовской области согласны сегодня с тем, что атомную энергетику в крае надо развивать или хотя бы поддерживать на существующем уровне. Как удалось изменить общественное мнение? Сальников говорит, что один из методов — это то, что благодаря станции в Волгодонске работает филиал Московского инженерно-физического института, выпускники которого имеют возможность получить работу на "Атоммаше" или Ростовской АЭС.
Однако это происходит не сразу. Выпускники лучших технических вузов страны должны сначала отработать три года на рабочей должности, затем они приглашаются на инженерные должности. При этом они каждый год проходят дополнительное обучение, сдают экзамены и лишь по истечении трех лет могут претендовать на более высокую должность.
Об этом дипломатам рассказали уже в учебно-тренировочном центре, где установлена точная копия щита управления первого блока Ростовской АЭС. Гостям был продемонстрирован сценарий действий при понижении давления в первом контуре реакторной установки, а затем постпреду Аргентины Рафаэлю Гросси было предложено имитировать аварийное глушение реактора. Красный защитный колпачок был снят с ключа, и посол с опаской повернул его, наблюдая, как лампочки и звонки повествуют о процессах, которые должны в это время происходить на станции.
Третий визит
По словам постпреда РФ при международных организациях в Вене Владимира Воронкова, такая поездка послов, аккредитованных при МАГАТЭ, на российские атомные станции, организуется Росатомом и российским постпредством при МАГАТЭ в третий раз. Идею подсказала делегация Венгрии, которая в 2012 году организовала поездку постпредов на свою АЭС "Пакш", построенную по российским технологиям и ожидающую сейчас строительства Росатомом пятого и шестого блоков.
В 2013 году группа из десяти постпредов впервые приехала в Россию — на Калининскую АЭС. На следующий год уже 15 постпредов вылетели в Мурманск, где им была продемонстрирована стоянка атомных ледоколов и предприятие по утилизации радиоактивных отходов. Дипломаты также побывали на Кольской АЭС. В этом году уже более 20 представителей различных стран, прежде всего тех, которые рассматривают возможность развития у себя атомной энергетики, прибыли в Ростовскую область.
"Для наших коллег из тех стран, которые по разным причинам пока не развивают собственную атомную энергетику, это, собственно, первое знакомство с мирным атомом, и они его ощущают не как абстракцию, а уже как что-то конкретное", — говорит РИА Новости Воронков.
"Это дает "очеловечивание" атома, то есть люди начинают понимать, что атомная энергетика — позитивная. Потому что, как правило, очень много предубеждения в отношении атомной энергетики у людей, которые профессионально с этим не сталкиваются. Разгружая атомную энергетику от мистификаций, мы создаем новые условия для ее развития в различных странах — в этом один из смыслов этих поездок", — продолжает постпред.
Вторая цель — показать развитие российских атомных технологий и то внимание, которое Росатом уделяет безопасности и следованию нормам МАГАТЭ.
"Это дает возможность в дальнейшем продвигать продукцию госкорпорации Росатом на внешние рынки. Все послы обязаны докладывать в столицы результаты своих такого рода поездок. Значит, информация о посещении ложится прямо на стол руководству той или иной страны, что тоже очень важно", — говорит Воронков.
"Если из таких посещений рождаются конкретные проекты, которые делают жизнь людей лучше, то, слава богу, значит, мы своей цели достигнем", — сказал замглавы Росатома Николай Спасский, принимавший гостей в Ростовской области.
Среди дипломатов были и представители стран, которые уже сделали выбор в пользу российского мирного атома, и те, кто еще обдумывают свои подходы к развитию атомной энергетики.
"Для меня эта поездка была особенно важна, потому что Иордания встала на путь развития атомной энергии и сделала выбор в пользу российских технологий. Поэтому увидеть, как работает российская станция и предприятие по производству оборудования для реакторной установки, было интересно", — сказал РИА Новости постпред Иордании при МАГАТЭ Хасан Хуссам.
Осенью 2013 года Росатом на конкурсной основе получил право строительства первой в Иордании АЭС. "Росатом предоставляет очень высококачественные технологии, поэтому, я думаю, мы сделали очень правильный выбор в этом партнерстве. Мы надеемся, это внесет большой вклад в благосостояние нашей страны", — добавил посол.
А посол Нигерии в Вене и представитель своей страны при МАГАТЭ Аделакун Айоко Абель отметил, что его страна стремится к созданию атомного сектора в своей энергетике и оценивает разные возможности.
"Нас интересует безопасность АЭС, интересует воздействие на окружающую среду, но и влияние на местные сообщества. И было очень важно узнать, что АЭС участвует в строительстве дорог, школ, больниц там, где она работает. Я такое увидел впервые, и на меня это произвело впечатление", — сказал РИА Новости Абель.
"Нигерия заинтересована в диверсификации источников энергии. У нас есть право мирно развивать атомную энергетику, и мы к этому стремимся. И, конечно, изучая этот вопрос, мы также смотрим на возможность партнерства с Россией. Я не могу сейчас сказать, когда и какие решения будут приняты. Но Россия, безусловно, страна с передовыми технологиями в этой области, и я думаю, что мой визит сюда поможет моей стране принять решение по этому вопросу", — добавил он.