Иран и "шестерка" международных посредников во вторник достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Сложнейшие переговоры завершились принятием совместного плана действий, выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза. При этом нефтяное эмбарго будет отменено после выполнения условий соглашения по ядерной программе Тегерана.
Санкции еще не сняты
Финальное соглашение по ядерной программе Ирана (ИЯП) просто подтверждает то, что нефтяной рынок знает с момента заключения предварительного договора между "шестеркой" и Ираном в апреле: быстрого роста объемов экспорта иранской нефти не будет, считает аналитик Raymond James Павел Молчанов.
"Санкции против Ирана в нефтегазовой отрасли будут сняты тогда, когда страна выполнит все необходимые меры по сворачиванию ядерной программы. Поскольку для выполнения этих мер нет четкого срока, непонятно, когда Иран будет способен нарастить экспорт сырья", — говорит он.
"Я думаю, что нереалистично ожидать дополнительных поставок нефти из Ирана до 2016 года", — уточняет Молчанов. Даже в течение 12-18 месяцев Иран сможет дополнительно поставить на мировой рынок не больше, чем 500 тысяч баррелей в день — "не совсем ничего, но вряд ли изменит ситуацию на рынке", считает он.
Иран вряд ли сможет нарастить поставки нефти больше, чем на 400 тысяч баррелей в день, соглашается аналитик KBC Эхсан Уль-Хак. В этом стране поначалу помогут плавучие хранилища, на которых сосредоточено около 40 миллионов баррелей нефти, однако для того, чтобы нарастить экспорт больше, чем на 1 миллион баррелей в день, Ирану понадобится больше года, считает он.
Рынок заранее отреагировал на возможное снятие санкций с Ирана, поэтому обвала цен на нефть не будет, считает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. "Пока рынок немного просядет, при этом я обвала не ожидаю. Цена может снизиться до интервала $50-55 (за баррель — ред.), это вполне реально. Я не уверен, что это продержится долго. (Позже — ред.) стабилизация в ценах на нефть на уровне $60-70 за баррель вполне реальна", — считает он.
"Фактор Ирана уже в цене", — говорит аналитик "Альфа-банка" Александр Корнилов. В дальнейшем все будет зависеть от баланса спроса и предложения на рынке, а не от одного лишь роста объемов экспорта в Иране, считает он.
При этом рост экспорта возможен лишь при условии привлечения иностранных инвестиций в страну, отмечает Нестеров. Но такие инвестиции кажутся еще более отдаленными, если учитывать, что зарубежные нефтегазовые компании смогут вкладывать средства в проекты в Иране только после выполнения страной всех условий соглашения по ядерной программе.
По состоянию на 16.41 мск стоимость августовских фьючерсов на североморскую смесь Brent снижалась на 0,73% — до 57,73 доллара за баррель. Цена августовских фьючерсов на WTI опускалась на 1,05% — до 51,65 доллара за баррель.
Прямой конкурент российской Urals
Если цены на нефть на мировом рынке не пострадают, то цены на российскую марку нефти Urals могут продолжить снижаться, считает Уль-Хак. "Поскольку иранское сырье конкурирует с ближневосточной нефтью в Азии и российской и иракской нефтью в Европе, цена на Urals может сильно просесть", — говорит он.
"Конечно, (выход Ирана на рынок — ред.) усилит конкуренцию на мировых рынках, это дополнительная конкуренция для российских экспортеров. Нужно будет усиляться", — соглашается Нестеров.