Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, д.э.н., издатель журнала "Свободная мысль" (до 1991 – "Коммунист")
Публикация официальной отчетности за I квартал 2015 года показала: крупнейшая нефтяная компания России и мира "Роснефть", добыча которой превышает добычу всех стран ОПЕК, кроме Саудовской Аравии, несмотря на выплату значительных сумм по долгам чувствует себя уверенно. Более того: ее показатели выше показателей конкурентов, в том числе и частных. Это в очередной раз демонстрирует полную несостоятельность либеральной догмы о том, что частный бизнес по самой своей сути эффективней государственного.
Формально чистая прибыль "Роснефти" упала в I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36% (с 88 до 56 млрд.руб.). Однако высокий показатель прошлого года был вызван разовым событием – продажей доли в "Юграгазпереработке", принесшей чистую прибыль (после выплаты 11 млрд.руб. налогов) в 45 млрд.руб.. С учетом этого разового события чистая прибыль "Роснефти" по МСФО от "регулярной", повседневной деятельности за I квартал 2014 года составляет уже лишь 43 млрд.долл. – и, соответственно, в аналогичном периоде этого года наблюдалось не снижение, а рост этого важнейшего показателя в 1,3 раза!
В то же время в "Газпромнефти" чистая прибыль сократилась на 4% (с 39,3 до 37,7 млрд.руб.), а в "ЛУКОЙЛе" — и вовсе почти на 30%, с 60.7 до 43,3 млрд.руб.. Как это часто бывает у крупных компаний, механически сопоставлять два аналогичных периода 2015 и 2014 годов в отношении "ЛУКОЙЛа" так же некорректно, как и в отношении "Роснефти": у него тоже происходило много разных событий, причем различной направленности. Это запуск месторождения "Западная Курна-2" (правда, при оценке его влияния на чистую прибыль надо учитывать не только приток средств, но и значительную амортизацию), неравномерное списание убытков от обесценения Caspian Investment Resources (сократившей добычу в Казахстане на 30% за 5 лет), прошлогодние убытки от списания сухих скважин в Кот-д’Ивуаре, прошлогодняя льгота по экспортной пошлине по одному из месторождений и многие другие факторы.
Учет их совокупного воздействия показывает: в I квартале 2014 года чистая прибыль от "регулярной" деятельности "ЛУКОЙЛа" была почти на две трети выше, чем от такой же деятельности "Роснефти", и составляла 71,3 млрд.руб.. А в I квартале этого года чистая прибыль после всех корректировок сократилась на четверть — до 53,4 млрд.руб., что несколько ниже, чем у "Роснефти", которая стала лидером по этому показателю.
Это отнюдь не значит, что два других лидера российской нефтяной отрасли совершают какие-то ошибки: ухудшение их ситуации отражает объективную динамику современного рынка, — над которой уверенно удерживается "Роснефть".
Свободный денежный поток (разница между поступлениями средств от продажи товаров и услуг и их расходованием на обеспечение процесса производства и реализации этих товаров и услуг, выплату налогов и осуществление инвестиций) "Роснефти" в I квартале вырос на 7,4% и составил 130 млрд.руб., при этом в течение всего минувшего года за счет эффективного управления оборотным капиталом наблюдалась положительная динамика данного показателя.
Удельный показатель свободного денежного потока в первом квартале – 3,8 долл/барр – у "Роснефти" лучше, чем у всех ее основных конкурентов. В последние 12 месяцев он составляет 7,3 долл/барр, что является высоким показателем, особенно с учетом резкого и глубокого, почти двукратного снижения мировой цены нефти.
Стабильность свободного денежного потока обеспечивает выплату дивидендов в размере четверти чистой прибыли по МСФО.
Устойчивое положение и несомненный прогресс "Роснефти", являющейся одним из краеугольных камней российской экономики, свидетельствует о высокой прочности и позитивных перспективах всего нашего народного хозяйства.
Разумеется, если оно, как и "Роснефть", будет управляться в интересах развития национального производства, а не в интересах глобального бизнеса, чего настойчиво требует (и что порой успешно осуществляет на деле) либеральный клан.